Марина Карпова
Создание условий для формирования информационно-деятельностной компетентности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для формирования информационно-деятельностной компетентности дошкольников»
В данной публикации представлен опыт работы педагогов нашего детского сада. Всё кратко, доступно, без научных рассуждений, с примерами и фотографиями.
Цель данной работы:
* развитие информационно-деятельностной компетентности у современных дошкольников
* поиск интересных и доступных методов работы по созданию условий для формирования информационно-деятельностной компетентности.
Публикация «Создание условий для формирования информационно-деятельностной компетентности у дошкольников» размещена в разделах
Мы ставили перед собой следующие задачи:
- развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности;
- пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им;
- формировать определенную установку на необходимость приобретать знания, добывать их, находить самим ответы на возникающие вопросы из разных источников.
Информационная компетентность
- умение использовать различные источники информации для удовлетворения своих познавательных потребностей и интересов, а также возможность их использования в повседневной жизни.
- проявляется в умении ребенка использовать и называть доступные ему источники знаний и опыта.
Деятельностная компетентность
- умение поставить цель, в соответствии с ней планировать и осуществлять результативное действие. Право реализовать собственные цели самостоятельно выбранными способами.
- проявляется в умении самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и корректировать свои действия.
Перед нами встал ряд вопросов: Как же дать знания о различных источниках информации, как пробудить интерес и как активизировать умения?
Изучив разнообразные материалы и опыты работы коллег, мы остановились на тех, которые более всего подошли для наших разновозрастных групп и понравились нашим воспитанникам.
1. Источники информации - как же нам доступно и не навязчиво для ребят ввести в их повседневную жизнь умения использовать и называть доступные им источники знаний и опыта. Мы придумали совместно с ребятами групп свои графические обозначения тех или иных источников знаний и опыта:
Такие схематичные обозначения источников информации можно разместить для детей в уголках активности или на «говорящей стене» в группе!
2. Способы организации образовательной деятельности через игру, которая поможет нам добиться своей поставленной цели.
Игра "Мы - исследователи!"
Стать исследователем или научным сотрудником – такая игра будет интересна любому ребенку! Мы придумали массу дополнительных атрибутов, пособий, листов наблюдений и опытов, "Папки исследователей" и "Наборы для опытов и экспериментов", которые не только помогают ребятам самостоятельно добывать новые знания, но развивают в них активность и инициативность.
Вот, например, "Папка исследователя животного мира"
Пожалуйста, изучайте домашних или диких животных, животных родного края, севера или жарких стран!
Ребята, получив «научное» задание от "старшего научного сотрудника" (воспитателя), идут самостоятельно добывать информацию:
Первый источник информации – ты сам! Вспомни что ты знаешь!
Второй источник информации – спроси друга!
Третий источник информации - книга (энциклопедия)!
Четвертый доступный в детском саду источник информации - взрослый (воспитатель, младший воспитатель, старший воспитатель и т. д.) !
Результат ребята фиксируют по-разному: кто-то пишет (старшие ребята, которые умеют это делать), кто-то зарисовывает картинки, кто-то схемы.
Эти листочки они вставляют в соответствующие кармашки своей папки исследователя, а во время презентации как по подпунктам (вопрос на кармашке) рассказывают о том объекте, который они изучали.
«Папка исследователя» может быть наполнена разными карманами для поиска информации о предмете, явлении или живом существе. Обязательное условие в завершении такой работы – это презентация своего исследования!
Гордость и радость от того, что ты сам выполнил эту работу и смог рассказать своим товарищам о том, что узнал и как ты это узнал.