Получи документы

Создание условий для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов ДОУ

Наталья Карпович
Создание условий для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов ДОУ

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ. Встают следующие вопросы:

Публикация «Создание условий для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов ДОУ» размещена в разделах

• как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса?

• как избавиться от пассивности отдельных педагогов?

• как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Именно нетрадиционные формы позволяют достичь таких важнейших целей, как:

стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

• повышение уровня активности и самостоятельности;

• развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

• развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Остановлюсь на некоторых из них, которые используются в нашем учреждении.

Все мероприятия в ДОУ, проходят в форме интерактивного общения. Слово «интерактив» пришло из английского языка interaction – взаимодействие. Интерактивность - способность действовать, находиться в режиме беседы, диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов. Цель технологий интерактивного взаимодействия повышение интереса к рассматриваемой проблеме, поиску новых путей решения сложных задач, формирование творческого мышления педагогов и повышение уровня его активности.

В начале любого методического мероприятия мы используем

Квик – настройки (настрой педагога на успешную работу)

Варианты «квик-настройки» разные:

«Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача. Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»;

«Улыбайся трудностям назло, чтобы всегда, во всем везло»;

«Удача, достаток твой спутник всегда, если хорошее настроение у тебя»;

«Работу нужно любить, только тогда она отвечает взаимностью».

2. Содержательная часть включает в себя следующие интерактивные технологии:

Педагогический ринг : предполагает атаку педагогов вопросами, на которые они должны оперативно ответить. Вопросы может задавать заведующий, старший воспитатель, педагог. Содержание вопросов может относиться к одной или разным темам, в зависимости от цели проведения: уточнить и систематизировать занятия по одной теме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов.

Деловая игра: подразумевает репетицию деятельности педагога, дающая возможность проиграть педагогическую ситуацию, позволяющая понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, или коллеги. В ходе деловой игры педагоги разрабатывают варианты сценариев ООД, прогулок, ситуационных задач, приемы мотивации и пр.

Мозговой штурм: предполагает активное обсуждение какой – либо проблемы группой педагогов, лидер группы озвучивает общее решение. Например: «Стандарт ДОО. За и против».

Круглый стол: предполагает озвучивание темы или проблемы обсуждения заранее, подготовку выступающих. Можно разделить участников на группы. Ведущий формирует выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?»

В ходе симпозиума участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения по поставленной зараннее проблеме, после чего отвечают на вопросы аудитории.

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

«Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения

Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов. Этот метод был представлен на занятии стажировочной площадки в ДОУ очень подробно.

Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например: "Нужны ли детскому саду стандарты?", "Чему сегодня нужно учить дошкольников?", " Новаторские технологии: за и против",

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное

разбирательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении

педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели.

Свидетели сообщают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.

Методический фестиваль.

Данная форма методической работы предполагает большую

аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых

педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом и затем выносится решение о внесении его в муниципальный банк данных передового педагогического опыта.

Творческий или педчас час - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы ООД, изучаются новые нетрадиционные техники рисования.

Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, вопрос - ответ. «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». (Конфуций) Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые я ему задаю, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе я осуществляю индивидуальную поддержку педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Я использую различные методики для определения ориентированности личности. Один из методов, который мне нравится - это метод выбора пословиц, афоризмов, мудрых мыслей, строк из песен или басен. Примером могут служить пословицы. Попробуйте определить, к какой категории относится педагог, выбравший слова из песен:

Птица счастья завтрашнего дня, выбери меня, выбери меня…

Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя!

Как основу проектирования разрешения проблемных ситуаций мной используются басни Крылова: «Лебедь, рак и щука»; «Квартет»; «Ворона и лисица». Как бы вы смогли изменить ситуацию, если бы были одним из героев басни?

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации — это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

• возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

• быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ,

педагоги делятся опытом по реализации наиболее успешных мероприятий при реализации проекта летней оздоровительной работы, что происходит при проведении педагогического часа в сентябре месяце

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

3. И последнее - заключительная часть любого методического мероприятия. Включает в себя следующие интерактивные технологии:

Упражнения на релаксацию - направленные на внутреннее успокоение, снятие напряжения, концентрацию внутренней силы, энергии.

Варианты упражнений:

«Намасте» (начинают его с одного древнего жеста – приветствия.)

Сложите руки вместе на высоте груди так, чтобы ладони и пальцы рук соприкасались. Сделайте два глубоких вдоха. Переведите свое внимание на руки, почувствуйте тепло каждой руки. Снова сделайте два глубоких вдоха. А теперь начните сильно тереть руки друг о друга, пока не почувствуете, что ладони одинаково теплые. Затем можно медленно разнимать руки. Ощутите теплоту и энергию между ладонями. Эту теплоту и энергию передайте какой-нибудь части своего тела, которая в этом нуждается, в которой чувствуется усталость или напряжение. И под конец еще раз сложите руки перед грудью, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, еще раз глубоко вдохните, откройте глаза. Почувствовали тепло и энергию? А теперь это тепло передайте детям, коллегам, семье, а энергию – работе!

И в заключении я хочу предложить вам игру «Волшебная шкатулка», которую использую с педагогами для создания позитивного настроя, снятии эмоционального напряжения.

Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- В ближайшее время тебе особенно повезет!

- Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

- Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

- Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

- Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

- Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

- Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе осень!

- Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

- Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

- Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!

- А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

- Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!

- Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!

- Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное качество…рассмотри его!

Педагог 21 века – он молод, талантлив, умен,

И с верою в жизнь Человека, творит свою миссию он.

Шагает к развитию смело, и в том педагога удел.

Грядущему служит умело сегодняшней радостью дел!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов ДОУ
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 15:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для профессионального общения, стимулирования роста творческого потенциала педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Карпович (УИ 149289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД