Получи документы

Специфика и содержание работы кружка «Говоруша» по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ

Ольга Ларькина
Специфика и содержание работы кружка «Говоруша» по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ

Специфика и содержание работы кружка по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Публикация «Специфика и содержание работы кружка „Говоруша“ по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Изучив теоретические основы готовности старших дошкольников с ОНР к обучению грамоте, я сделала вывод, что для успешного овладения процессами чтения и письма необходимо комплексное развитие всех сторон речи (фонетическо-фонематической, лексико-грамматической, высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления) и анализаторных систем (зрения, слуха, моторики).

Необходимыми условиями формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР являются : учет структуры речевого нарушения, индивидуальных особенностей старших дошкольников; проведение занятий в соответствии с планом учителя-логопеда; участие в коррекционной работе педагогов и особенно родителей.

Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны.

Поэтому, мной был взят кружок «Говоруша» по дополнительному образованию старших дошкольников в течение одного года обучения. Программа логопедического кружка "Говоруша" позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям от 5 до 7 лет. Содержание работы кружка обеспечивает :

коррекцию речевого дефекта;

совершенствование звуковой стороны речи (произношение и восприятие звуков);

формирование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словарного запаса);

практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения и навыков связной речи (составление и распространение предложений);

составление различного вида рассказов, пересказов;

овладение элементами грамоты.

Программа курса кружка по подготовке к обучению грамоте основана на общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Также, она написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Содержание рабочей программы определяется в соответствии с принципами учёта особенностей и закономерностей речевого развития детей; методах и приемах коррекционного воздействия; системности и комплексности коррекционной работы по преодолению трудностей в речевом развитии.

При составлении программы были использованы методические разработки О. С. Гомзяк, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Общая цель кружка : Обеспечить подготовку детей к обучению в начальной школе.

В программе курса учтены общие дидактические принципы:

Научность;

Систематичность;

Постепенность усложнения;

Перспективность;

Доступность;

Связь с жизнью.

Задачи обучения :

1. Формирование интереса к процессу обучения.

2. Развитие звуковой культуры речи.

3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.

4. Развитие умений говорить и слушать других людей.

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

6. Обогащение словарного запаса детей.

7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, строится на основе реализации современных технологий:

Здоровьесберегающие технологии: технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; организация санитарно- эпидемиологического режима и создания гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии; учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка.

Физкультурно-оздоровительные технологии (дыхательная, пальчиковая гимнастика, Су-джок терапия, гимнастика для глаз, физкультминутки).

Коррекционно-развивающие технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика).

Педагогические технологии: развивающее обучение (учёт потенциальных возможностей ребёнка, игровые технологии, педагогика сотрудничества (гуманноличностный подход к ребёнку, информационные технологии.

Применение современных технологий в процессе коррекционно-образовательного процесса создают наиболее благоприятные условия для сохранения физического и психического здоровья каждого ребенка.

Учитывая постепенность усложнения, понятия усваиваются на занятиях в определенной последовательности:

- звуки окружающего мира;

- звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

- гласные звуки; - согласные звуки (без классификации);

- согласны твердые и мягкие;

- согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

- слог (обратный, прямой)(открытый, закрытый);

- слово (простое, сложное – из трёх, четырёх слогов);

- предложение, знаки препинания;

- заглавная буква в предложении, имена собственные…;

- ударение.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Учебный год распланирован на 36 учебных недель с 01.09. по 31.05., составлен годовой календарный учебный график.

Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста осуществляется один раз в неделю - в четверг, во вторую половину дня после дневного сна, а продолжительность организованной коррекционно-развивающей деятельности для детей от 5 до 7 лет - не более 25 минут. Занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю.

Всего за учебный год с детьми изучается 14 букв (У, А, П, О, И, М, Н, Т, К, Б, Э, Г, Л, ы, С, Ш, Х, З, Д, Ф) и соответствующих им звуков [у], [а], [п] -[пь], [о], [и], [м] - [мь], [н] - [нь], [т] - [ть], [к]- [кь], [б] - [бь], [э], [г] - [гь], [л] - [ль], [г], [ы], [с] - [сь],

[ш], [х] - [хь], [з] - [зь], [д] - [дь]; [ф] - [фь]

Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

В результате такой работы вероятность дисграфии у выпускников уменьшается.

Как показывают результаты итоговой диагностики, к концу года у детей повышается уровень овладения звуками речи и соответствующими буквами, а также степень овладения звуковым анализом слов, слоговую структуру слова, большинство детей начинают читать, а некоторые даже бегло.

К концу года большинство детей могут:

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Составлять предложение с заданным словом.

Делить слова на слоги, считать слоги в слове.

Составлять слова из готовых слогов.

Иметь представление о классификации звуков: гласный – согласный; твердый – мягкий; звонкий – глухой.

Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.

Понимать и различать понятия «звук» и «буква».

Читать простые по звуко – буквенному составу слова.

Иметь представление о заглавной букве, точке.

При реализации Программы проводится оценка индивидуального речевого развития детей. Такая оценка производится учителем-логопедом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий) 2 раза в год (сентябрь, май)

С помощью диагностического комплекта Романович О. А., Кольцовой Е. П. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет» (Звукопроизношение. Фонетико-фонематическая система языка, навык звукового анализа).

В дальнейшем планирую совершенствовать и пополнять свои знания в области логопедии, работать над поиском более эффективных методов «формирования готовности к обучению грамоте дошкольников с ОНР».

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Специфика работы воспитателя в детском социозащитном учреждении Роль педагога - воспитателя неизменно высока, особенно в детских социозащитных учреждениях. Воспитатель организует процесс целенаправленного.

Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте.Игровые пособия по обучению дошкольников грамоте. Доброго времени суток всем, кто заглянул ко мне в гости! В моих более ранних публикациях есть игры и пособия для различения звуков речи,.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика и содержание работы кружка «Говоруша» по обучению грамоте старших дошкольников ДОУ
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 15:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД