Лучший педагог года

«Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Светлана Старкина
«Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и логопедов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к детскому началу, присутствующем в каждом человеке.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Публикация «„Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах

• развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;

• развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

• помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;

• помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Используя в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи элементы сказкотерапии, я обязательно учитываю следующие особенности:

• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Поэтому мне хотелось бы отметить особенности выбора сказки :

используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок»,

«Заюшкина избушка»;

• сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

• возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

• отбор языковых средств доступных всем детям группы.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области.

Далее я привожу в пример лишь некоторые игры и упражнения, которые используются в моей совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Активизация познавательных способностей детей:

использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модальности восприятия.

Игра: «Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.

Игра: «Домики для друзей- животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:

сила голоса. Игра: «Зайчик услышит наше ау - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

речевое дыхание. Упр. : «Произнеси фразы» (по сказке : «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

«пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная,

сладкая».

Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр. : «Пыхтит мишка».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Для данного раздела хорошо использовать ковролин, магнитную доску, тем самым, обеспечивая мобильность проведения игр и упражнений.

Игра: «Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление Р. п. сущ., формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: «Где прячется Маша?» (по сказке : «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно с использованием графической символики:

• договаривание отдельных слов во фразе;

• произнесение отдельных фраз сказочных героев;

• повторение, составление простых фраз;

рассказывание сказки.

Более подробно хотелось бы остановиться на приемах, задействованные при пересказе сказки :

- готовые пособия (деревянные, картонные, «сказка на пальчиках» - деревянные игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка);

- пособия, изготовленные самостоятельно (перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, карточки с графическими символами).

Выше я упоминала о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,

- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В дальнейшем логопедическая работа с использованием элементов сказкотерапии усложняется за счёт расширения речевых возможностей детей, изменений их психо-эмоционального статуса.

Учитель-логопед : Старкина СветланаЕвгеньевна

МБДОУ детский сад №9

2014 год.

Публикации по теме:

Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию»Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Сказкотерапия как метод преодоления коммуникативной дезадаптации дошкольников с ОНР Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 20:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД