мотошкова юлия
Своеобразие руководства играми со строительным материалом и конструкторами
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом
Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрос-лого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.
Публикация «Своеобразие руководства играми со строительным материалом и конструкторами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Темочки
Основные умения дети приобретают в процессе обучения на заняти-ях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строи-тельно-конструктивные игры.
Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель ис-пользует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).
Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, по-ощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее. Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные дета-ли, подать материал и т. д.
Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.
У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой ма-териал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими деть-ми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых про-гулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т. д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.
Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в стро-ительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая по-стройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строи-тельства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки : с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необ-ходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использова-ния его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворче-ства, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить, т. е. применять частичный образец. Педагог должен так-тично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.
В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктив-но-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной за-дачи (как построить здание для школы). Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы со-единения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т. д. Используется также показ незаконченного образца по-стройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправ-дывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.
Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие дет-ского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т. д.).
Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной груп-пе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т. е. выделять общее, ос-новное, части зданий и т. д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной по-стройке.
В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т. п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощря-ет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них само-стоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.
Дети подготовительной группы более самостоятельны, по соб-ственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоя-тельно планировать последовательность строительно-конструктивной иг-ры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.
В исследовании А. Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, пе-дагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.
В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки. Педагог учит детей составлять схему предпо-лагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструиро-ванию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самосто-ятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в со-ответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т. д.)
Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т. к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возво-дят стены, третьи руководят всей работой и т. д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строи-тельство».
В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, высту-пает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направ-лены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стрем-ление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием пра-вильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализиро-вать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предло-жить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать та-кую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.
Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятель-ности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку. /7/
Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом
Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материа-лы : снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.
Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремит-ся копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально орга-низованного обучения игры с природным материалом бывают однообраз-ными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен после-довательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения пра-вильных словесных обозначений признаков.
Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница, огораживается, чтобы он не рас-сыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлече-нием строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном со-стоянии.
В младших группах дети с удовольствием осваивают прием фор-мовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ве-дерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обо-гащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.
В старших группах дети учатся строить способом выкапыва-ния (колодец, река, туннель и т. д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, кре-пость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т. п.).
В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Са-мый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малы-шам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих вето-чек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают но-вый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усва-ивают свойство влажного снега (тяжесть, а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.
Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.
Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные по-стройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко рас-пространены снежные горки, в строительстве которых они принимают ак-тивное участие.
Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баноч-ки, стаканчики и т. п., воронки, плавающие и тонущие игрушки и предме-ты. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сде-ланные из бумаги, коры, дерева.
Дети постарше (4-5 лет) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т. д.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, по-чему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.
Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – ка-мешки, шишки, палочки и т. д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень по-лезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; соору-жают постройки из веток, тростника и т. п.
Строительно-конструктивные игры из природного материала раз-вивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.
В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время.
В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:
· конструирование по образцу (во всех возрастных группах);
· конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому во-площению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);
· конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструиро-вания, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);
· конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку за-даются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен са-мостоятельно выполнить постройку);
· стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.
У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.
Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошколь-ного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслитель-ных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю. /7/