Получи документы

Своеобразие руководства играми со строительным материалом и конструкторами

мотошкова юлия
Своеобразие руководства играми со строительным материалом и конструкторами

Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрос-лого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Публикация «Своеобразие руководства играми со строительным материалом и конструкторами» размещена в разделах

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на заняти-ях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строи-тельно-конструктивные игры.

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель ис-пользует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, по-ощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее. Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные дета-ли, подать материал и т. д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой ма-териал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими деть-ми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых про-гулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т. д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в стро-ительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая по-стройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строи-тельства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки : с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необ-ходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использова-ния его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворче-ства, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить, т. е. применять частичный образец. Педагог должен так-тично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктив-но-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной за-дачи (как построить здание для школы). Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы со-единения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т. д. Используется также показ незаконченного образца по-стройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправ-дывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие дет-ского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т. д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной груп-пе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т. е. выделять общее, ос-новное, части зданий и т. д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной по-стройке.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т. п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощря-ет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них само-стоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по соб-ственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоя-тельно планировать последовательность строительно-конструктивной иг-ры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

В исследовании А. Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, пе-дагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки. Педагог учит детей составлять схему предпо-лагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструиро-ванию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самосто-ятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в со-ответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т. д.)

Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т. к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возво-дят стены, третьи руководят всей работой и т. д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строи-тельство».

В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, высту-пает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направ-лены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стрем-ление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием пра-вильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализиро-вать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предло-жить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать та-кую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятель-ности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку. /7/

Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материа-лы : снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремит-ся копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально орга-низованного обучения игры с природным материалом бывают однообраз-ными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен после-довательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения пра-вильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница, огораживается, чтобы он не рас-сыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлече-нием строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном со-стоянии.

В младших группах дети с удовольствием осваивают прием фор-мовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ве-дерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обо-гащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

В старших группах дети учатся строить способом выкапыва-ния (колодец, река, туннель и т. д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, кре-пость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т. п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Са-мый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малы-шам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих вето-чек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают но-вый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усва-ивают свойство влажного снега (тяжесть, а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные по-стройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко рас-пространены снежные горки, в строительстве которых они принимают ак-тивное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баноч-ки, стаканчики и т. п., воронки, плавающие и тонущие игрушки и предме-ты. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сде-ланные из бумаги, коры, дерева.

Дети постарше (4-5 лет) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, по-чему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – ка-мешки, шишки, палочки и т. д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень по-лезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; соору-жают постройки из веток, тростника и т. п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала раз-вивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

· конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

· конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому во-площению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

· конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструиро-вания, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

· конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку за-даются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен са-мостоятельно выполнить постройку);

· стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.

Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошколь-ного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслитель-ных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю. /7/

Публикации по теме:

Игры со строительным материаломИгры со строительным материалом Дети очень любят строить. Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, также способствуют.

Конспект игры-занятия со строительным материалом «Машина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 52» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ.

Конспект игры-занятия со строительным материалом в группе раннего возраста «Башенка» Тюменская обл., г. Ноябрьск воспитатель: Захарова Наташа Вячеславовна Конспект игры-занятия со строительным материалом в группе раннего возраста.

Конспект ООД по действию со строительным материалом «Широкая дорожка» (вторая группа раннего возраста) Программное содержание: 1. Развивать продуктивную (конструктивную деятельность) 2. Совершенствовать навык детей в строительстве дорожек,.

Конспект занятия «Правила техники безопасности при работе с конструкторами LEGO. Знакомство с понятием «Робототехника» Конспект 1 занятия по робототехнике Подготовила и провела Куликова Е. Н. Правила техники безопасности при работе с конструкторами LEGO.

Конспект проведения игры со строительным материалом в средней группе Тема: «Постройка фермы» Программное содержание Формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, создавать простейшие.

Конспект руководства игрой со строительным материалом для детей младшего дошкольного возраста «Дом для Спанч Боба» «Дом для Спанч Боба» Цель: учить строить дом по схеме, анализировать образец постройки, Задачи: Образовательные: - Продолжать обучение различать.

Конструктивная деятельность. Конструирование со строительным материалом. Художественное конструирование Конструктивная деятельность Конструирование со строительным материалом Художественное конструирование Тема: Наша родина. Микрорайон города.

Мастер-класс на тему «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду» Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Своеобразие руководства играми со строительным материалом и конструкторами
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 18:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД