Гульназ Фаррахова
«Свойства воды». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) Создать целостное представление о воде, как о природном явлении
2) Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, вкуса, прозрачная)
3) Обогащать и активизировать словарь
4) Учить детей согласовывать прилагательные с существительными, правильно проговаривать окончания
5) Развивать связную речь детей, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями
6) Развивать способность у детей наблюдать, умение делать самостоятельный вывод.
Материал:
Публикация «„Свойства воды“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Колбочки 2 (большая и маленькая) вода, молоко, 2 ложки, 2 банки одинаковых по размеру и форме, 19 стаканчиков с водой, соль, сахар, картинки с изображением озера, моря реки и океана.
Рисунки с изображением опытов, изображение капельки.
Аудиозапись звуков воды.
Начало:
- Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
- Сегодня к нам в гости пришли воспитатели, давайте поздороваемся с ними!
Дети: Иснмесез!
- Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Дети: Это звуки воды.
- Правильно, сегодня, ребята, пойдёт речь о воде. Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Это капелька.
- Эта капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Вот послушайте:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране…
Вы согласны с капелькой?
Дети: Да, согласны
Откуда она взялась, где она может быть? Для этого я предлагаю рассмотреть картинки, на которых нарисованы места, где путешествовала капелька. Давайте все вместе их назовём.
Дети: Озеро, море, река, океан…
Значит Капелька – это маленькая частица чего?
Дети: Воды.
Ребята, вот наша капелька хочет спросить: «Что может делать вода?»
Дети: Бежать, течь, капать, бушевать.
Где в нашей группе живёт вода?
Ребята, вы хотите знать всё о воде, как наша Капелька?
Дети: Да
Для этого нам Капелька приготовила специальные задания – опыты. Давайте подойдём к 1 столу. Что мы видим на этом столе?
Дети: Посуда. Прозрачные сосуды разной формы.
Опыт №1
Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Теперь перельём воду в самую широкую баночку. Что мы сейчас сделали?
Дети: Перелили воду из одного сосуда в другой.
Из какой банки перелили?
Дети: Из узкой банки
В какую банку перелили воду?
Дети: В широкую банку.
Форма наших банок одинаковая?
Дети: Нет, форма разная
Форма, которую приняла вода, изменилась?
Дети: Изменилась.
Кто хочет попробовать перелить воду в другой сосуд?
По желанию 2-3 ребенка повторяют опыт, комментируя свои действия.
Видите, вода не имеет своей формы, она приобретает форму сосуда, потому что вода – это….
Дети: Жидкость
Ребята, назовите другие жидкости (Йод, зелёнка, растительное масло, молоко, сок и т. д.) Все они принимают форму сосудов, в которые они налиты. Итак, мы определили первое свойство воды. Вода – это жидкость. Продолжим?
Дети: Да
Нам необходимо узнать, какого она цвета. Некоторые считают, что вода белого цвета. А как вы думаете?
Дети отвечают
Подойдите ко второму столу. Возьмите белый лист бумаги и сравните с водой. Есть разница?
Дети: Да.
У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они какие?
Дети: Бесцветные.
Опыт № 2
Давайте убедимся, что вода бесцветна. Капелька приготовила два одинаковых стакана. В один стакан надо из графина налить воды. Кто нальёт? (1 ребёнок). В другой стакан – молока. Кто хочет? Что ещё лежит на столе?
Дети: Ложка.
Я опускаю ложку в стакан с водой, ложка видна?
Дети: Да, видна.
Теперь я эту же ложку опускаю в стакан с молоком, ложка видна?
Дети: Нет, ложка не видна.
Итак, мы определили второе свойство воды : Вода – прозрачная.
Прежде чем мы будем знакомиться с третьим свойством воды, Капелька предлагает нам немного отдохнуть. Встаньте все в круг, мы поиграем в игру с мячом.
Физкультминутка «Одна – много»
1. Красный цветок – красные цветы
2. Белый бант – белые банты
3. Высокий дом – высокие дома
4. Красивая песня – красивые песни
5. Воздушный шар – воздушные шары
6. Цветной мел – цветные мелки
7. Интересная книга – интересные книги
8. Чистая улица – чистые улицы
9. Большой квадрат – большие квадраты
10. Длинная лента – длинные ленты
Теперь подойдите к последнему столу. Что у нас на столе?
Дети: Стаканы с водой
Как вы думаете, чем пахнет вода, есть ли у неё запах? Прежде чем ответить понюхайте.
Дети: Нет вода ничем не пахнет, нет у неё запаха.
Теперь каждый возьмите стаканчики и только кончиком языка попробуйте воду. Что скажете?
Обращаясь к ребенку: У тебя какой вкус?
Ребё нок: Сладкий
Ещё у кого сладкий вкус?
Дети отвечают
Почему у вас вода сладкая?
Дети: В ней развели сахар
Обращаясь к ребё нку: У тебя какой вкус?
Ребё нок: Солёный
Ещё у кого солёный вкус?
Дети отвечают
Почему у вас вода солёная?
Дети: В ней развели соль
Обращаясь к ребё нку: У тебя какой вкус?
Ребё нок: Никакой
Значит у вас вода простая, в ней ничего не развели, она не имеет вкуса.
Значит третье свойство воды – это : Вода не имеет запаха и вкуса.
Ну вот, ребята, мы выполнили специальные задания – опыты, которые приготовила для нас Капелька, понравились они вам? Задания были интересные?
Сейчас я хочу проверить справились ли мы с этими заданиями, что мы узнали о свойствах воды. Обратите внимание на картинки (подойдите к доске)
Вывод
1) О чём говорит нам этот рисунок? Первое свойство воды : Вода – это жидкость. Какие ещё мы знаем жидкости? Вода имеет собственную форму?
2) Что можно сказать об этом рисунке? Второе свойство воды : Вода – бесцветная прозрачная.
3) О чём говорит третий рисунок? Третье свойство воды : Вода не имеет ни запаха, ни вкуса.
Молодцы! Мне и нашей гостье Капельке очень понравилось, как вы сегодня занимались. Но на этом я не заканчиваю, скоро к нам в гости придёт термометр и он расскажет нам есть ли у воды температура.