Вероника Литвин
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вероника Константиновна Литвин,
воспитатель старшей группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок»
Белгородская область, Борисовский район, п. Борисовка
"Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В отечественной педагогике игра считается деятельностью, которая имеет большое значение для развития дошкольников : она ориентирована на взаимоотношения между людьми и овладение начальными навыками сотрудничества [2].
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок не разрабатывает для себя игру-действие, а передает «умение играть» другим людям, у которых она уже есть. Постепенно дети накапливают игровой опыт – и они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры [1].
В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства обучения. Самым важным является определение того, что игра дошкольного возраста представлена таким видом деятельности, при котором формируется личность ребенка и обогащается ее внутреннее содержание.
Ролевые игры являются наиболее характерными играми для дошкольников и занимают в их жизни значительное место. Отличительная особенность ролевой игры в том, что она создается самими детьми, а их игровая деятельность носит самостоятельный и творческий характер.
Творческий характер ролевых игр определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления от окружающего мира [4].
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин дал следующее определение сюжета : «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка.
Психологи выделяют следующие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры : игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.
Итак, можно сделать следующие выводы:
– сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
– основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, где ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной игровой обстановке;
– одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре : ребенок олицетворяет свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
– в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр [5].
Для того чтобы игра перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
В исследованиях Е. В. Зворыгиной можно ознакомиться с комплексным методом руководства игрой, который включает в себя 4 основных компонента.
Например, чтобы организовать предметно-игровую среду, педагог должен представлять ситуацию индивидуальной игры; ситуацию, которая способствует взаимодействию детей [3].
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.
В настоящее время существуют три основных метода руководства играми детей.
Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета и распределение ролей. Но, для того чтобы ознакомить детей с новыми приемами игры, педагог должен сам войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.
Второй метод - метод формирования игры как деятельности - принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Организация сюжетной игры направлена на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им осуществить самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их желаниями и интересами.
Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Во-вторых, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
В-третьих, игра выступает в роли связующего мостика от мира детей к миру взрослых, где всё взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игра – лучший способ развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.
Сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влиянием взрослых на развитие детских интересов, что, в свою очередь, расширяет кругозор детей и создает положительный эмоциональный фон.
В нaстоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Поэтому наиболее значимым является использование в образовательном процессе современных педагогических технологий. Исходя из выше сказанного, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее важной является проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Стоит отметить, что сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной, но в то же время и значимой для личностного развития детей, обогащая их мир социальных отношений с окружающими людьми и природой. Успех выполнения игровых действий, умение с детьми жить в едином детском коллективе зависит от правильного руководства игрой, своевременного обновления сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, одной из важнейших для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 2006 - 127с.
2. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 2007 – 321с.
3. Горышева В. И. Из опыта работы // Дошкольное воспитание, 2005 - №8.
4. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. М. : Просвещение, 2006 -64с.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2006 - 127с.
6. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 2008 - №4-23-29с.