Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе

Вероника Литвин
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе

Вероника Константиновна Литвин,

воспитатель старшей группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок»

Белгородская область, Борисовский район, п. Борисовка

"Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста".

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе» размещена в разделах

В отечественной педагогике игра считается деятельностью, которая имеет большое значение для развития дошкольников : она ориентирована на взаимоотношения между людьми и овладение начальными навыками сотрудничества [2].

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок не разрабатывает для себя игру-действие, а передает «умение играть» другим людям, у которых она уже есть. Постепенно дети накапливают игровой опыт – и они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры [1].

В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства обучения. Самым важным является определение того, что игра дошкольного возраста представлена таким видом деятельности, при котором формируется личность ребенка и обогащается ее внутреннее содержание.

Ролевые игры являются наиболее характерными играми для дошкольников и занимают в их жизни значительное место. Отличительная особенность ролевой игры в том, что она создается самими детьми, а их игровая деятельность носит самостоятельный и творческий характер.

Творческий характер ролевых игр определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления от окружающего мира [4].

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без которого нет самой сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин дал следующее определение сюжета : «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка.

Психологи выделяют следующие структурные компоненты сюжетно-ролевой игры : игровое действие, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Итак, можно сделать следующие выводы:

сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

– основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, где ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной игровой обстановке;

– одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре : ребенок олицетворяет свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;

– в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр [5].

Для того чтобы игра перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В исследованиях Е. В. Зворыгиной можно ознакомиться с комплексным методом руководства игрой, который включает в себя 4 основных компонента.

Например, чтобы организовать предметно-игровую среду, педагог должен представлять ситуацию индивидуальной игры; ситуацию, которая способствует взаимодействию детей [3].

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

В настоящее время существуют три основных метода руководства играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета и распределение ролей. Но, для того чтобы ознакомить детей с новыми приемами игры, педагог должен сам войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности - принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Организация сюжетной игры направлена на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им осуществить самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Во-вторых, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

В-третьих, игра выступает в роли связующего мостика от мира детей к миру взрослых, где всё взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игра – лучший способ развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

Сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влиянием взрослых на развитие детских интересов, что, в свою очередь, расширяет кругозор детей и создает положительный эмоциональный фон.

В нaстоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Поэтому наиболее значимым является использование в образовательном процессе современных педагогических технологий. Исходя из выше сказанного, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее важной является проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Стоит отметить, что сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной, но в то же время и значимой для личностного развития детей, обогащая их мир социальных отношений с окружающими людьми и природой. Успех выполнения игровых действий, умение с детьми жить в едином детском коллективе зависит от правильного руководства игрой, своевременного обновления сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, одной из важнейших для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 2006 - 127с.

2. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. – М., 2007 – 321с.

3. Горышева В. И. Из опыта работы // Дошкольное воспитание, 2005 - №8.

4. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. М. : Просвещение, 2006 -64с.

5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2006 - 127с.

6. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 2008 - №4-23-29с.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в старшей группе
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 19:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД