Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Ирина Майорова
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Что такое сюжетно-ролевая игра? Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает, как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом взрослых и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» размещена в разделах

4 Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке. Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

В сюжетно- ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения, договариваются о сюжете игры, распределяются роли, в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения. Например, мамы и дочки, капитан и матросы, врач и пациенты.

Сюжетно-ролевая игра по характеру – отражательная деятельность, но полученные знания, впечатления ребенок пропускает через себя, преобразовывая их, придавая им личностный смысл и включая их в свой личный опыт. Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Источником сюжетно- ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно- ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия в спонтанной творческой игре.

Этапы формирования сюжетно- ролевой игры

На первом этапе (1,5-3 года) (педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события

Особенность процесса формирования игровых умений, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры

Первый принцип: Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми, причём не на позиции «учителя», а на позиции «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным, ощущает не давление взрослого, которому нужно подчиняться в любом случае, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнёра.

Второй принцип: Воспитатель должен играть на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Чтобы успешно играть с кем-либо, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действия своего партнёра по игре и самому быть понятым. Поэтому взрослый, играя с ребёнком, должен пояснять игровые действия.

Третий принцип: Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Четвё ртый принцип: Воспитатель должен овладеть игровой культурой, игровой грамотой, должен свободно оперировать элементами сюжета – событиями, персонажами, действиями, уметь развёртывать сюжет.

22 Вывод: Педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер :

1. Формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнёр»;

2. Самостоятельная детская игра, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё, т. е. тему игры, предметно-пространственную среду, линию развития игры, роли, место для игры дети выбирают сами.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, позволяющих им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их желаниями и интересами.

Требования, предъявляемые к выбору сюжетно-ролевых игр : современность тематики игры; соответствие материала возрастным и индивидуальным особенностям детей; научно-методический подход; яркость и доступность излагаемого материала; образность и интересность изложения.

Условия успешного руководства игрой: Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Консультация для родителей на тему: «Подвижная игра как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — как средство развития нравственно –волевых качеств ребёнка» Педагогический проект: «Сюжетно-ролевая игра – как средство развития нравственно –волевых качеств ребёнка дошкольного возраста» «Каждая.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей» Проект: «Сюжетно — ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей» Татьяна Ягупьева Проект: «Сюжетно — ролевая игра,.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность.

Сюжетно ролевая-игра как средство развития личностных качеств детей дошкольного возраста Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Сюжетно-ролевая.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и.

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 16:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД