МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики

Татьяна Коростелева
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Сегодня мы с вами рассмотрим один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах

Известно, что уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и высказывания известных людей. Так великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», а ярчайший философ И. Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». Действительно, исследования современных физиологов доказывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях и подушечках пальцев рук, поэтому утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Т. е., развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев, поэтому, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только речь и рука плохо развиты. Пишут медленно, неуверенно, не видят строки, не соблюдают интервал между буквами и т. п.». Развитый мозг и неразвитая рука, а, следовательно, и речь – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и вас, родителей, в панику. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать, выполняя при этом основное правило – работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться систематически, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют различные приемы и методы. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их, вызывая ощущение тепла, с помощью массажа. (Показ каждого вида)

• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают подушечку пальца, медленно опускаясь к его основанию.

• Массаж ладонных поверхностей металлическими или стеклянными шариками или камешками, грецкими орехами: прокат между ладонями, между пальцами, удерживание между пальцами.

• Массаж шестигранными карандашами. Грани легко укалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимая напряжение и усталость. Детей учат пропускать карандаш между пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

• Массаж «четками». Перебирание бус развивает мелкую моторику и успокаивает нервную систему.

Кроме массажа, для развития моторики используют различные пальчиковые игры. Их можно условно разделить на группы: (Показ и объяснение их влияния на развитие тех или иных психомоторных способностей)

• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Помоем руки», «Погреем руки», «Гуси щиплют травку», «Надеваем перчатки» и т. п.).

• Игры-манипуляции («Сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.).

• Сюжетные пальчиковые игры («Пальчики здороваются», «Очки», «Стул», «Колокольчик», «Зайчик», «Утка» и т. п.).

• Театр в руке («Теремок», «Апельсин», «Как у бабушки Наташи» и т. п.)

• Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальные восьмерки»).

Помимо массажа и пальчиковых игр для развития мышц рук и координации их движений используют упражнения с различными материалами и мелкими предметами :

• конструирование из счетных палочек;

• лепка из пластилина, соленого теста, теплого воска;

• обрывание бумаги разной плотности фактуры;

• сминание и разглаживание ладонью и пальцами листа бумаги;

• оригами;

• аппликация из природного материала;

• выкладывание из камешков, круп, косточек, ягод, плодов и семян различных изображений;

• завязывание бантов и узлов;

• игры с клубочками ниток;

• работа с любыми видами мозаик и конструкторов и т. п.

Такие игры и упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, мышление, устраняют психическую напряженность, благотворно влияют на мозг и нервную систему. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание, возможности. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут только разочарование и раздражение. Нужно позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и приносила ему только положительные эмоции и тогда вместе с развитием мелкой моторики рук, будут развиваться мышление и речь, а, следовательно, отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Публикации по теме:

Проект «Пальчики играют-деток развивают» «Пальчики играют – деток развивают»Выполнили: Воспитатель высшей квалификационной категории Родина Ирина Олеговна Логопед Дунаева Екатерина.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики
Опубликовано: 3 октября 2014 в 21:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коростелева (УИ 127631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД