Акшинеева Людмила Васильевна
Театрализованные игры по сказкам как средство развития диалогической речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагогов-дошкольников «Театрализованные игры по сказкам, как средство развития диалогической речи дошкольников»
Театр - удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как выглядят гуси-лебеди, разводя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь. При этом начинающий «Актер», как правило, испытывает видимое удовольствие от своих действий. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечая того, вынужден сотни раз «играть различные» роли. При этом формируются навыки коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Публикация «Театрализованные игры по сказкам как средство развития диалогической речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Овладение диалогической речи необходимое условие полноценного социального развития ребенка. Развитий диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как со взрослым, так и со сверстником
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В театрализованной игре по сказкам формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, и их развитие. Театрализованные игры по сказкам способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) .
В работе для повышения уровня речи детей, можно использовать театрализованную деятельность. Определить основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Светлана Ивановна Мерзлакова (заслуженный учитель РФ, автор программы Театрализованные игры-путь к детскому творчеству). писала:
Театр- это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
В работе с дошкольниками используют различные виды театров и театрализованных игр.
-Различные настольные театры : деревянные, резиновые, пластиковые, вязаные
-Различные пальчиковые театры : резиновые, вязаные, сшитые своими руками или производственные.
-Театр би-ба-бо
-Кукольный театр
-Театр на ложках, сделан своими руками
-Теневой театр
-Магнитный театр
-Театр-книжка
-Театр масок
-Театр с использованием костюмов
-Театры из бросового и природного материала.
Не обязательно театр должен быть готовым. Можно смешивать игрушки. Можно использовать готовые резиновые игрушки: домашние животные, дикие животные, животные жарких стран, морские обитатели и прочие игрушки, имеющиеся в группе.
Таким образом предлагаю самим сделать театр. Пример: сюжет Доктор Айболит Корнея Чуковского. В ванночку с песком наполнить зверями по сюжету, в ванночку с водой положить кита, зверей по началу сюжета посадить рядом с Доктором Айболитом.
Подготовка к театрализованной деятельности :
1. Знакомство с произведением (чтение произведения педагогом, с интонацией мимикой, интересом).
2. Просмотр иллюстраций в книге или картинок по сюжету, рассматривание кукол (игрушек) в театре.
3. Беседа о прочитанном, выяснение, объяснение незнакомых слов, характеров героев, причины поступков, действий, слов.
4. Проговаривание отдельных фраз, песен. Учить детей передавать настроение, характер героев мимикой, движениями.
5. Затем всё произведение проигрывается.
Если это произведение небольшое, например Пляцковского «Какой бывает зима». То в подготовительной группе можно после прочтения и обсуждения проиграть театр.
В младшей группе знакомые сказки (Колобок, Теремок) педагог может показать без прочтения. Дети подпевают песенку совместно с педагогом. Затем начинают участвовать дети. Педагог не торопит детей младших групп, помогает, проговаривает слова по слогам совместно с детьми. Сохраняя эмоции, мимику, пантомимику.
Нельзя делить детей на «актёров» и «зрителей». Нужно постепенно каждого ребёнка ввести в мир театра.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.
Что нужно, чтобы развить театральные способности детей?
-Развивать мелкую моторику;
-играть в игры пантомимы («где мы были мы не скажем, а что делали покажем»). Старший возраст можно поделить по темам недели: «Виды спорта», «Военные профессии», «Как я маме помогаю». Дети младшего возраста могут играть в игры : «Как ходят, говорят звери (птицы)», «Прогулка», «Мой дом», «Как гудит транспорт»;
-играть в игры на развитие эмоций («Передай улыбку», «Отгадай эмоцию», «Зеркало», «Назови имя ласково»);
-играть в игры на развитие речи «Кто я?», «Угадай о ком (о чём) говорю»;
-проводить артикуляционные гимнастики (предварительно советоваться с логопедом, чтобы гимнастика соответствовала возрасту и правильной последовательности, очерёдности);
-устраивать физминутки «Расскажи стихи руками» (предложить коллегам сделать физминутку-разгрузку «Как живёшь?»)
-играть счётными палочками, выкладывать палочками домик для зайца, для лисы и т. д.
-строим дома, теремки, избушки из конструкторов лего, кубиков.
Все мы любим играть театры по народным сказкам. Из авторских сказок дети любят сказки Сутеева, Маршака, Циферова, Пляцковского, Абрамцева, Чуковского.
-играть в дидактические игры «Разложи картинки в правильной последовательности и расскажи сказку», дидактические игры «Угадай из какой сказки сюжет?».
-Беседовать с детьми по сказкам, задавать вопросы: «В каких сказках встречается петушок? Какой он в разных сказках? пугливый, храбрый, глупый, драчливый, грустный, добрый».
Как быть, когда в группе неговорящие дети? Стараемся вызвать речь детей разными способами. Очень часто повторяем одно и то же произведение. И когда оно будет знакомо ребёнку, то не договариваем слово в предложении. Например: У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (Пауза). В это время ребё нок скажет: Слон.
Не страшно если театры будут повторяться. Так как дети каждый день меняются ролями. И одну сказку можно переиграть много раз.
Уважаемые коллеги мы предлагаем вам буклеты для развития речи детей : «Играем – пальчики развиваем», «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома», «Развиваем речь, на прогулке, на кухне, на даче», «Подготовка к театрализованной деятельности», «Роль театральной деятельности в речевом развитии дошкольников».
Пожалуйста берите, знакомьтесь, освежайте свои знания. Мы всегда рады поделиться, поменяться игрушками, театром. Приходите, мы вам всегда рады.
Можем сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей велико. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества.