Приложение МААМ

Технология «Лэпбук» как средство речевого развития дошкольников

Юлия Бажанова
Технология «Лэпбук» как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях реализации ФГОС приветствуются и широко внедряются инновационные технологии, направленные на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.

Публикация «Технология „Лэпбук“ как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах

На сегодняшний день лэпбук не совершенно новое, но, тем не менее, интересное и незаменимое методическое пособие. Многие педагоги используют данную технологию в своей практике.

Целью данной технологи является : систематическое изучение нового и закрепление ранее изученного материала.

Так что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук дает возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировки информации.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который отвечает требованиям ФГОС. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповую: используя на познавательных занятиях, и для развития детской речи (работа со стихами, загадками, скороговорками, пальчиковыми играми и т. д.). Технология лэпбук это современный подход к организации работы по познавательному, коммуникативному, творческому и речевому развитию, который позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. В свободное время лэпбук является незаменимым средством для индивидуальной работы.

Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются работа и занятия с лэпбуком.

Какие лепбуки можно использовать для развития речи дошкольников?

В первую очередь содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.

Раскрывая тему, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем направлениям.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук должен давать возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок станет активен в выборе содержания своего образования.

Для развития речи детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные лэпбуки :

«Тематические лэпбуки» - которые позволят закрепить и расширить знания, развить познавательные, творческие, коммуникативные, исследовательские и речевые способности детей в рамках конкретно заданной темы.

«Лэпбуки по русским народным сказкам» - которые способствуют развитию познавательных и речевых способностей детей посредством развивающих заданий и игр, а так же закреплению и обобщению знаний детей о русских народных сказках.

«Лэпбуки по развитию речи дошкольников» - интерактивное пособие, в котором собран материал направленный именно на речевое развитие дошкольников. Такие лэпбуки нужно креативно оформить и оригинально назвать. К примеру: «Речевичок», «Развивайка», «Весёлый язычок», «Говоруша», «Говорим правильно». И конечно, наполнение речевого лэпбука будет значительно различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Варианты заданий для наполнение речевого лэпбука для детей младших и средних групп.

1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами. (В младшем возрасте большое внимание уделяется заданиям на становление правильной артикуляции).

2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые. 9Можно усложнить задание — классифицировать объекты на живые и неживые).

3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом. (Малыши учатся осмысливать родо-видовые понятия).

4. 4.«Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета. (Дети осваивают в речи понятия «один-много»).

5. 5.«Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать. (Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей).

6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.). (Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой).

7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать. (Малышам предлагаются простые картинки, где изображается узнаваемое действие, которое нужно назвать (задание на употребление в речи глаголов)

8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).

9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам. (В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»)

10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры, с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»). (Малыши учатся драматизировать простые сказки)

11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам. (Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки)

12. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Варианты заданий для наполнение речевого лэпбука для детей старших и подготовительных групп

1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать. (По отдельному атрибуту дошкольник должен угадать профессию и немного рассказать о не).

2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений. (С помощью мнемотаблиц учить стихотворения намного легче).

3. Чистоговорки (сопровождаются картинками). (Глядя на картинку, ребёнок вспоминает нужную чистоговорку).

4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц). (По мнемотаблицам также можно рассказывать скороговорки)

5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти. (Составлять рассказы по картинкам очень увлекательн).

6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями). (Задание закрепляет знание пословиц)

7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту). (В старшем возрасте ребята продолжают драматизировать сказки, только уже с более сложным сюжетом)

8. Набор букв для составления слов.

9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).

10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.

11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук). (По заданию воспитателя дошкольник находит в слове определённый звук).

12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».

13. Загадки.

14. Ребусы.

Интерактивное взаимодействие с аудиторией.

Предлагаю вашему вниманию лепбуки: «Веселый язычок», «Времена года», «В гостях у сказки», «Веселые прищепки», «ПДД» с которыми вы можете ознакомиться). Данные лэпбуки предназначены для детей разной возрастной категории. Они целенаправленны на развитие коммуникативных навыков, познавательного и творческого потенциала в рамках заданной темы, но их так же можно использовать в речевом развитие детей.

А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Для этого вам будут даны задания и желающие могут их выполнить.

В каждом своем лэпбуке я использую подборку пальчиковых игр в соответствии с темой. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Поэтому предлагаю всем вместе сделать пальчиковую гимнастику

«Подснежники»

Подснежников цветки

(Переплести пальцы.)

Распускают лепестки.

(Плавно разжать пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

(Помахать ручками перед собой.)

Лепестки колышет.

(Пошевелить пальцами.)

К цветку носик приближаем,

(Податься вперёд.)

Аромат цветов вдыхаем.

(Втянуть носом воздух.)

Стихи и загадки – жанр устного народного творчества, которые хорошо подходят для стимулирования речевого развития дошкольников.

Предлагаю Вам отгадать несколько загадок.

Загадки:

Темной он покрыт корой

Лист красивый, вырезной

А на кончике ветвей

Много – много желудей (дуб).

В лесу мороз крепчает

В полях метет метель

На праздник нас встречает

Сверкающая (ель).

У кого остановился лэпбук «Растительный мир». Вам необходимо сложить отгадку из разрезных картинок.

А теперь задание для тех, у кого находится лэпбук на тему : «Дикие животные и птицы средней полосы России» прошу отгадать загадку и показать соответствующую картинку:

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали…

Кто, скажите? (Журавли)

Белобокая красотка

Балаболит, как трещотка.

Все блестяшки издалёка

Тащит в гнёздышко… (Сорока).

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала Да побежала. (Еж)

Лэпбук можно полностью разработать и сделать самому, а можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, которые находятся на бескрайних просторах сети Интернет, но, как правило, они все платные.

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется, что позволяет сделать увлекательной формой работы и условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой взгляд, лэпбук –это эффективная технология дошкольного образования, и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе воспитателя и детей.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология «Лэпбук» как средство речевого развития дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 19:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология «Лэпбук» как средство речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бажанова (УИ 328505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД