Получи документы

Технология ТРИЗ как средство развития мышления и речи дошкольников

Ирина Михайлова
Технология ТРИЗ как средство развития мышления и речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования значительное место уделяется речевому развитию.

Для современной образовательной системы проблема мышления, в том числе и формирование речи, чрезвычайно важна. Необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Публикация «Технология ТРИЗ как средство развития мышления и речи дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Одной из таких технологий, которая сталкивает с творческими, исследовательскими задачами смело можно назвать – теорию решения изобретательных задач, сокращенно ТРИЗ.

Использование технологии теории решения изобретательских задач способствует: поиску идей, решению и выявлению творческих проблем, развитию интеллектуальных способностей, формированию умственных действий, развитию комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения и конечно речь дошкольников.

ТРИЗ содержит в себе потенциал, который позволяет качественно изменить процесс речевого развития и мышления детей дошкольного возраста.

Исследованием речи и мышления детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди ученых, которые внесли, вклад в изучение этого вопроса, выделяются представители зарубежной педагогики (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци); русские педагоги, психологи, физиологи (Л. В. Выготский, Н. И. Красногорский, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский).

Одной из главных задач развития речи, по мнению ученых (Василий Васильевич Давыдов, Михаил Николаевич Скаткин, Леонид Владимирович Занков, является развитие системного типа мышления. Системный тип мышления –это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а так же целостно их рассматривать.

Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ, которая направлена на развитие речи ребенка, умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Теория решения изобретательских задач была разработана писателем – фантастом Генрихом Сауловичом Альтшуллером в 1987году.

Теория решения изобретательских задач- набор методов решения технических задач и усовершенствование технических систем. Идея ТРИЗ заключается в том, что разнее технические задачи иногда решаются одними и теми же методами.

Основным средством работы ТРИЗ с детьми является педагогический поиск. ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу, я пришла к выводу, что технология ТРИЗ ведет к ускорению речевых и мыслительных способностей у дошкольников.

А включение элементов технологии в образовательную деятельность и режимные моменты дает возможность развивать речевые способности и мышление детей непрерывно. Проблема развития мышления и речи детей актуальна не только в дошкольном образовании, но и среди детей моей группы.

Поэтому я решила использовать технологию ТРИЗ – в работе с детьми. Работу по развитию мышления и речи по данной теме осуществляю на основе анализа методической и научной литературы.

Проведя мониторинг освоения речевых знаний, умений, навыков и мышления детей пришла к выводу, что у ребят недостаточно: сформирован словарь детей, грамматический строй и навыки связной речи, нестандартное мышление.

Исходя из этого решила использовать технологию ТРИЗ в своей работе. Работу по развитию речевых способностей и мышлению строю с учетом диагностических данных, в соответствии с циклограммой и расписанием занятий.

Диагностика речевого развития детей подготовительной группы по состоянию на сентябрь 2021 года. Показала средние результаты.

Целью моей работы является: развитие мышления и речи детей, воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Для достижения данной цели определила задачи:

1. Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.

2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ОУ.

3. Совершенствовать у детей речевые, мыслительные способности.

4. Создать в группе центр речевой активности.

5. Подготовить и провести консультации, мастер класс для педагогов и родителей

Наиболее важная, из которых совершенствовать у детей речевые способности, мышление и фантазию, воображение детей.

Работа проводится в три этапа. Материал по данному направлению распределила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Все участники образовательных отношений (дети, родители, педагоги) были вовлечены в мероприятия по реализации данной технологии. Составила план работы с детьми, родителями, педагогами.

Элементы ТРИЗ – технологии, включаю в занятие по развитию речи, так же проводятся и в другие режимные моменты.

Мною используются такие методы на занятиях как, Метод Мозгового Штурма автор Алекс Осборн – оперативный метод решения проблемы на основе творческой активности. При котором участники обсуждения предлагают, как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Метод каталога автор данного метода Иоганн Эмиль Кунце– основан на составлении сказки из слов, выбранных наугад. Позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию, обогащать словарь, развивать фантазию.

Мнемотехника (мнемотаблица) авторы Цицерона и Квинтилиана - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник, которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок, стихов. При прослушивании ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

Технология шифрования (кодировка текста, стихотворения) - это эффективная технология обучения дошкольников заучиванию стихотворений, а также основам грамоты. Целью является: формирование у детей осознанного отношения к процессу заучиванию; освоение детьми знаковых систем, схем, моделей, их расшифровке, т. е. самостоятельно, создавать знаки для шифровки, способность «расшифровывать» информацию, т. е. преобразовывать из абстрактных символов, знаков в реальные образы, действия, признаки и т. д.

Составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ - эта методика позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Основная дидактическая задача этой методики – не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

Метод фокальных объектов автор Чарльз Вайтинг– перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Предлагаю детям специальные ТРИЗ – игры : «Хорошо-плохо», «Да- нет», «Черное – белое».

В режимных моментах провожу беседы с детьми на исторические темы «Путешествие в прошлое одежды», «Посуда рассказывает о своем рождении», беседы помогают рассмотреть объект в его временном развитии, дают понять причину постоянных совершенствований.

Технологию ТРИЗ применяю на прогулках. Ребенок представляет себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в дерево (кустик, цветок, утенка). О чем думаешь? Мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?

Для речевого развития и мышления детей, был создан центр речевой активности детей. Который обеспечивает разные виды речевых способностей и мышления дошкольников и лежит в основе их самостоятельной деятельности.

Разработаны картотеки игр по ТРИЗ для речевых способностей дошкольников. Как результат проводимой работы, дети в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности в общении.

Успешность работы по внедрению технологии ТРИЗ зависит и от сотрудничества с семьей. Для педагогического просвещения родителей в вопросах по данному направлению использовала разнообразные формы.

Информацию об особенностях технологии ТРИЗ довожу до сведения родителей на собраниях, в индивидуальных и тематических беседах.

Материалы по теме размещаю в папках-раскладушках, на информационном стенде, в буклетах, что позволяет изучить содержание в домашних условиях.

Встреча на семинаре-практикуме «Развитие речи и мышления через современные образовательные технологии» дала возможность родителям получить информационно-практическую помощь по использованию технологии ТРИЗ для развитие речи и мышления детей.

Активное участие родителей в педагогическом процессе, является залогом успеха полноценного развития детей.

Одной из важных задач является ознакомление педагогического коллектива с образовательной технологией.

На консультации для воспитателей познакомила с технологий ТРИЗ, с некоторыми методами. В рамках клуба «Моя профессия – педагог» провела мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ в развитии мышления и речи детей». Провела обзор дидактических игр и упражнений по ТРИЗ технологии.

А так же в декабре 2021г провела открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ. На совещании при заведующей выступила с материалом из опыта работы по теме.

Постоянная, совместная работа воспитателей помогает привести к желаемым результатам в решении задач речевых способностей и мышления дошкольников.

Углубленная работа в данном направлении позволила выявить её эффективность.

Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой – формируются речевые способности, способности к новизне.

Работая по ТРИЗ – технологии у детей : увеличился словарный запас; дети научились устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; рассуждать; строить гипотезы.

ТРИЗ – технология помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования, и предупредить появление проблем у детей в школе. (анализ анкетирование)

Анализ анкетирование показал, что % родителей интересует информация о применении ТРИЗ – технологии в развитии детей; % побуждает ребенка самостоятельно искать ответы на поставленные задачи; % положительно относятся к внедрению ТРИЗ – технологии.

Результатам работы с педагогами стали:

- теоретическая подготовка по теме к последующей деятельности с детьми;

- пополнение в речевых уголках дидактических игр ТРИЗ – технологии;

- педагоги отметили, что игры и упражнения ТРИЗ – технологии оказывают стимулирующее влияние на формирование речевых способностей.

Итог работы педагога – сияющие глаза детей, ожидающие чуда, их изобретательский ум, уверенность в себе, а главное улучшение в речевых и мыслительных способностях. Во всем этом помогает использование технологии ТРИЗ.

Список литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. – СанПин 2.4.1.3049-13

3. Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой.

4. Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально - речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ) под редакцией А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук.

5. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений под редакцией С. Гин.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ как средство развития мышления и речи дошкольников
Опубликовано: 15 марта 2023 в 10:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология ТРИЗ как средство развития мышления и речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова (УИ 3205911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД