Папки-передвижки

Теория и практика при составлении конспектов образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии

Галина Незнанова
Теория и практика при составлении конспектов образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии

Доклад из опыта работы на педагогическом совете

«Современные педагогические технологии»

«Теория и практика при составлении конспектов образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии», 2020 год.

Публикация «Теория и практика при составлении конспектов образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии» размещена в разделах

При организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО существуют такие формы организации обучения: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная. Индивидуальная и фронтальная имеют и плюсы и минусы, тогда как подгрупповая форма организации обучения является наиболее целесообразной, а именно: обеспечивает взаимодействие детей в процессе обучения, экономичность обучения, демократичный стиль общения педагогов с детьми. При индивидуальной форме организации обучения существенно снижает продуктивность неэкономичность обучения и ограничение сотрудничества с другими детьми, но позволяет индивидуализировать обучение, его содержание, методы и средства дают возможность увидеть возможности каждого ребёнка. Фронтальная форма обучения экономична, имеет минимальные затраты времени, но отсутствует учёт индивидуальных особенностей детей, преобладает низкая активность детей при авторитарном способе взаимодействия педагога с детьми.

Использование системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребёнок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становится для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

- ставить цель (например, узнать, почему Ваня часто болеет);

- решать задачи (например, что нужно делать, чтобы не болеть: меньше есть сладкого, а больше – овощей и фруктов, не кутать горло, научиться умываться холодной водой, чаще проветривать комнату и т. д.);

- отвечать за результат (все эти действия, если их выполнять регулярно, помогут стать более закалённым).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов:

- Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребёнок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

- Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены и формирования личности ребёнка. Т. е., если в раннем детстве это манипуляции с предметами, то в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры дети становятся спасателями, врачами, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, что нужно сделать, если товарищ оцарапал ладошку, упав на прогулке).

- Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребёнок узнаёт новое, ещё неизвестное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе игры- эксперимента, почему дети могут не поздороваться с кем-то утром? Может, потому, что он пришёл сердитый и сам вместо приветствия что-то «пробурчал»)

- Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребёнок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например, если устали глаза после долгого рисования и их прикрыть ладошками, как научились на занятии, то глаза отдохнут).

- Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребёнка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он украшает салфетку на стол перед приходом госте (в игре) не потому, что сказал воспитатель, а потому, чтобы стол был красивым и нарядным и гостям было приятно.

- Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем занимались?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней игре?». Так ребёнок учится анализировать, что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

- Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности. Оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность и социально-коммуникативное развитие – умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.

- Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей. «Давайте вместе придумаем рецепт салата из фруктов, чтобы он был и вкусный, и полезный».

- Принцип активности ребёнка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того, чтобы активизировать детей, педагог задаёт им вопросы, например: «А как ты думаешь, Денис, почему у тебя не получается выполнение этого движения?», отмечает конкретные заслуги каждого ребё нка: «У Надюши очень хорошо получаются взмахи ленточками обеими руками! Молодец!».

Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Приглашение к деятельности – необязательной, непринуждённой. В старшем возрасте потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но уже главные не персонажи, а сюжет, например, кто-то передал письмо, т. е. самого персонажа нет, а есть письмо.

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он даёт возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию, затруднение, которое активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например:«Лунтик любит гулять в весеннем лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? И после создания ситуации, что в лесу исчезли цветы: хотите узнать, куда исчезли цветы?»

3. Проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?»

4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используется дидактический материал, разные формы организации детей.

Структура образовательной деятельности предполагает после организационного момента в основной части вводить всевозможные способы реализации задачи, задаёт в ходе деятельности развивающее содержание, т. е. – новые задания, способы деятельности. Далее предлагает свою идею или свой результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, усиливает интерес ребёнка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

В заключительной части образовательной деятельности ребёнок сам решает, закончил он или нет свою работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребё нка: что хотел сделать и что получилось.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Фотоотчёт об использовании нетрадиционной здоровьесберегающей технологии игровой стретчинг в группе детей с ЗПРФотоотчёт об использовании нетрадиционной здоровьесберегающей технологии игровой стретчинг в группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Фотоотчёт.

Конспект НОД по математическому развитию с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии Цель: Создать условия для применения детьми в игровой ситуации знаний математического содержания Задачи: Развивать у детей умение соотносить.

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группыКонспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития. Разработан:.

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Серия конспектов по лего-конструированию Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня представляю вашему вниманию, совместно с творческой группой (Попова Е. В., Бицура О. В. и я, серию.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и практика при составлении конспектов образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии
Опубликовано: 27 мая 2020 в 12:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД