План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Традиции и быт русского народа»

Татьяна Горнова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Традиции и быт русского народа»

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Тема: «Традиции и быт русского народа»

Цель: воспитывать патриотические чувства, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие Дать представления о быте, русском костюме, посуде, которая использовалась людьми на Руси. Познакомить детей с русской кухней.

Речевое развитие Развивать речь детей, используя пословицы, поговорки, загадки,.Активизировать речь детей словами: Русь, традиция, изба, русская печь, ухват, кочерга, колодец, коромысло, лапти,, прялка, колыбель, веретено, самовар, чугунок, глиняный горшок.

Художественно-эстетическое развитие. Познакомить с русской народной музыкой.

Физическое развитие Развивать умение двигаться,взявшись за руки друг за другом, проходить в «ворота», развивать внимание, быстроту, ловкость, соблюдая правила игры.

Социально-коммуникативное развитие Формировать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа.

Методы и приемы:

Наглядные: показ презентации о жизни народа в старину, демонстрация экспонатов музея, показ способа действий в игре.

Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, загадывание загадок.

Практические: русская народная подвижная игра «Золотые ворота»

Материалы и оборудование:

Клубочек, экспонаты музея «Русская изба» (самовар, чугунная, глиняная и деревянная посуда, народные костюмы, деревянные ложки, стол с русскими угощением (чай, баранки, сушки, видеопроектор, магнитофон.

Формы и методы организации совместной деятельности.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая Игровая ситуация «Путешествие в прошлое»

Русская народная игра «Золотые ворота!»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрой, совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами.

Коммуникативная Беседа с просмотром слайдов о жизни людей в старину.

Беседа о русской кухне.

Цель: развивать речь детей, поощрять желание детей общаться в рамках той или иной ситуации, вести диалог, пополнить словарь новыми словами.

Познавательно-исследовательская Экскурсия (детальное рассматривание экспонатов русской избы: какой посудой люди пользовались и из каких материалов её делали.

Цель: сформировать у детей представление об обстановке в русской избе, познакомить с разными видами посуды, закрепить знания о материалах из которых её делали.

«Жизнь и быт людей в старину»

Цель: вызвать у детей интерес к прошлому русского народа, к тому, где жили люди, о том, как они одевались в старину.

Восприятие художественной литературы и фольклора Загадки о предметах русской старины Цель:. развивать умение отгадывать загадки.

Музыкальная Сопровождение игры и сюрпризного момента под народную мелодию «Гусли»Цель: воспитывать желание слушать народные мелодии.

Двигательная Русская народная подвижная игра «Золотые ворота!»

Цель: Формировать умение двигаться в соответствии со словами, развивать двигательную активность.

Логика образовательной деятельности.

В - Добрые молодцы и красные девицы, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю!

/Здороваются с поклоном/

Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места где кому нравится. Будьте как дома. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Давно я Вас жду-поджидаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в пословице говорится «В тесноте, да не в обиде»

В- Сегодня мы с вами окунемся в нашу историю, узнаем как жила крестьянская семья на Руси их традициями. А что такое традиция?

Ответы детей –это знания и умения которые передавались из поколения в поколение, от старших членов семьи к младшим.

В- А о каких традициях в нашей стране в своих семьях вы знаете? Например, на Новый год?

Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.

В-А на Пасху?

Дети: красим яйца, печем куличи,

В- Что же мы делаем на Масленицу?

Дети: печем блины.

Как же мы поздравляем именинника?

Дети: мы водим хоровод «Каравай»

В- Умнички вы мои. Сколь русских традиций вы знаете!

В- Дети а вы хотите отправится в путешествие в прошлое?

Дети: да

В-А поможет нам в этом волшебный клубочек.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

1. Слайд

В-Ребята посмотрите на экран, к чему нас привел клубочек?

Дети - к дому.

В- Верно, это дом! А как его называли в старину?

Дети - изба

Это сейчас мы с вами живём в квартирах. У нас есть электричество,

телевизор, интернет. На кухне- плита, микроволновка, электрический чайник.

А раньше люди жили в избах.

В- А вы знаете,как строили избу?

Дети: избу строили из бревен сосны, березы, дуба. Крышу покрывали соломой или досками.

В- А какая была традиция при строительстве дома?

Дети: По углам дома клали зерно к богатству, шерсть, чтоб дом был теплый. Деньги, чтоб хозяева жили богато, ладан, для оберега дома от всяких бед.

2Слайд

На Руси избы строились на берегах рек, озёр, ведь рыболовство считалось

одним из важных промыслов.

Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не

строилась на месте старого. Ориентиром для выбора места для избы служили

домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Жилище делали из дерева,и говорили: не построить избу, а «срубить дом». Делали это при помощи одного топора, а позднее- пилы.

Избы делали прямоугольными, одноэтажными. Ничего лишнего.

Физминутка «Строим дом»

Тук – тук Тук – тук тук.

Строим дом большой

И с окошком и с трубой

На двери висит замок

Кто го открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли.

В - Вот мы построили дом!

В- А без чего нельзя обойтись в доме, чтоб в него попадал свет?

Дети: без окон.

В - Верно, без окон! Окна называли «глазами дома». (окно от слова»око, очи»- глаза)

В - Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (Защищали от молнии, нечистой силы) Главным украшением избы были окна, поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра.

3 Слайд

В - Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если

в избе происходило что-то плохое, например, пропадали вещи, то это

списывали на проделки домового. Старались его задобрить, в тёмном уголке

ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и

больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились

4 Слайд

В -Внутри жилища всё было очень просто - ничего лишнего, только самое

необходимое для жизни.

Стены и потолки в русской избе не красили. В избе была одна комната –

горница, она была и кухней и спальней.

В- Из чего были сделаны потолок, стены и пол в горнице? Мебель?

Дети: потолок, стены и пол в горнице сделаны из дерева.

4 Слайд

В- Сундук – неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа.

Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они

должны соответствовать нескольким требованиям: вместительность,

прочность, художественное оформление.

Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое,

которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с

собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с

сундуком.Вот некоторые из них: девушкам нельзя было свой сундук кому-то

дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было

нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу

5 Слайд

В- А сейчас я вам хочу рассказать ещё об одном важном месте в доме, который называется «Красный угол».

В- Как вы думаете, что это такое?

Дети: Красный значит красивый

.В- Находится он в правом углу, наискосок от печи. «Красный угол»- самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на иконы, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром. Его приглашали «откушать хлеба - соли» и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяевами. «Доброму гостю - особая честь».

- По русской традиции стол должен стоять в «Красном углу». Издавна,стол считали «божьей ладонью», Милости просим к столу, - отведать, что бог послал» (Крестьянин отвечал: Благодарствую)

На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели спокойно, ели не торопясь. А если ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

7 Слайд

В- Отгадайте загадку:

Стоит девица в избе,

Коса на дворе, (печь)

В- Конечно, главное место в доме занимала печь. Добра речь, коли в избе печь. Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далёких предков.

В- А зачем нужна была печь в доме?

Дети: Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети

В- Печь служила связью поколений. Хлопотав возле неё, мать передавала своё умение дочерям. Работа возле печи требовала определённого умения. Конечно, навыки прививались с детства. И если хозяйка была неумелая - это сразу можно было заметить, когда она работала у печи;. Благодаря различным полочкам здесь хранилась посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная, ароматная. Здесь можно приготовить и наваристый суп и кашу и испечь пироги.

Пальчиковая гимнастика «Варись, варись кашка»

Варись, варись кашка»

Варися веселей.

Варись, варись кашка»

Для всех моих друзей

В- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Люди считали, что подпечке или за печью живёт домовой - покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми.

В- Какие поговорки, выражения вы знаете о русской печке?

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

«Уж лучше хлебом не корми, но с печи (не гони»)

«Добрая- то речь, коль в избе есть (печь»)

«Печь нам мать (родная»)

«На печи всё красно (лето»)

8 Слайд

Кочерга – это предмет народного быта, имеющий непосредственное

отношение к печи. Когда дрова прогорали, кочергой сдвигали угли, чтобы не

было недогоревших поленьев.

9 Слайд

В- Главным назначением печи всегда было приготовление пищи.

В- В какой посуде готовили еду?

Дети: готовили еду в чугунках и глиняных горшках.

10 Слайд

В- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет? А это мы узнаем,когда вы отгадаете загадку:

Рогат - да не бык,

Хватает - да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт

Дети:. (Ухват)

В- Ухват или рогач использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке- ручке. Чугунок можно поставить глубже в печь и не обжечься.

В- А главное, что печь, это то место в доме, вокруг которого постоянно

находились люди.

Не случайно в русских сказках главные герои, то ездят на ней (Емеля, то

спят (Илья Муромец).

11 Слайд

В- какие сказки изображены

Дети:. «Гуси лебеди», «По щучьему веленью» Илья Муромец»

В- Отгадайте мои загадки: и вы узнаете какие еще предметы были в русской избе.

- Под крышей 4 ножки,

На крыше суп да ложки.

12 Слайд

Дети:. Стол.

- Стоит бычок,подбоченивши бочек,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

13 Слайд

Дети:. Самовар.

- Чем носили воду для самовара?

14Слайд

Дети:. Коромыслом

- Если я пуста бываю,

Про тебя не забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

15 Слайд

Дети:. Ложка.

В- Влез на стол он из под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки он с портков смахнул11 Слайд

16 Слайд

Дети:. Утюг.

17. Слайд

В- Для глажки белья использовали рубель. Рубель- это деревянная доска с

поперечными желобками.Его использовали для глажки так: наматывали

бельё на валик и колотили по нему. А уже позже в обиход пришли чугунные

утюги.

Чугунный утюг от привычного нам отличался тем, что работал без

электричества. Его наполняли углями или долгое время держали над пламенем печи. Такой утюг весил более 10 кг.

18 Слайд

Дидактическая игра: «Предметы русского быта»

Воспитатель называет предмет, а дети показывают его на доске.

189Слайд

В-Рядом с печкой был закут или бабий угол, для рукоделия и приготовления

пищи.

20. Слайд

В - Обязательным занятием крестьянской женщины было прядение.

21. Слайд

В - Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.

22. Слайд

В - Мужчины на Руси плели корзины из тонких веточек, да лапти из лыка – коры деревьев.

23. Слайд

В- Во что одевались мужчины и женщины на Руси?

Дети:. Излюбленной одеждой на Руси были рубахи да портки, а поверх кафтан. Женщины – носили сарафаны и рубашки.

23. Слайд

В - А после трудов праведных устраивали посиделки. Развлекал русский народ себя хороводами, играми, песнями да частушками.

Народная игра «Золотые ворота»

В- Ох и засиделись мы предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота» приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок Встаем в кружок. Рассчитаемся на 1. 2. Первые номера делают шаг вперед. Берутся за руки, поднимают их. Это золотые ворота. Вторые берутся за руки. И ручейком проходят через ворота. Игра начинается со слов.

Первый раз прощается,

второй запрещается,

третий закрываются

Кто из детей остался внутри ворот, тот и становится воротами.

Подведение итогов занятия.

В-Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси жили в русских избах.

В - С хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей. Как называется эта традиция?

Дети: гостеприимство.

В-С какими традициями русского народа мы познакомились?

В- Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе и развлекали себя хороводами, играми, песнями да частушками?

Дети: посиделки.

В- Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?

Дети: красное место, красный угол.

В- Вспомните какие были традиции при строительстве избы?

Дети: По углам дома клали зерно к богатству, шерсть, чтоб дом был теплый. Деньги, чтоб хозяева жили богато, ладан, для оберега дома от всяких бед.

В- Какая традиция была связана с сундуком?

Дети:: девушкам нельзя было свой сундук кому-то

дарить, иначе замуж не выйдет. Во время Масленицы открывать сундук было

нельзя. Считалось, что так можно выпустить на волю своё богатство и удачу

В- Умнички вы мои. А какие традиции русского народа сохранились до наших дней?

Дети:: наряжаем елочку, дарим подарки на Новый год

В-А на Пасху?

красим яйца, печем куличи,

В - Что же мы делаем на Масленицу?

Дети: печем блины.

Как же мы поздравляем именинника?

Дети: мы водим хоровод «Каравай

В- А вы хотели бы соблюдать русские народные традиции в вашей семье?

Дети: Да.

В - Правильно, ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать традиции, которые достались нам от наших предков.

В - Вам понравились наше путешествие в прошлое?

Публикации по теме:

«Игрушка-погремушка». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Игрушка-погремушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы ОО «Познавательное развитие» Цель:.

«Не хочу носить колючки». Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Не хочу носить колючки» ОО «Познавательное развитие» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

«Следы на снегу». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Следы на снегу». ОО «Художественно-эстетическое развитие» Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов» Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы. Познавательное развитие: Систематизировать представления.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Традиции и быт русского народа»
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 20:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. Международный день снеговика

 Число 18, похожее на снеговика с метлой, и самый снежный месяц в году были выбраны для празднования Всемирного дня снеговика. Впервые идею такого праздника предложил Корнелиус Гретц из Германии, который...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...


Горячие темочки