Папки-передвижки

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Руфия Шамсутдинова
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Реферат родительского собрания «Маленькие помощники».

Подготовила воспитатель

Шамсутдинова Руфия Фоатовна

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе него формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Публикация «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Об этом говорил известный советский педагог Антон Семенович Макаренко. Труд основа человеческой жизни. Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Создатель НИИ дошкольного воспитания А. В. Запорожца, писал: «Центральным звеном всей системы дошкольного воспитания, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности». На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание выдающийся советский педагог новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможности доставлять радость другим». Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Так, когда ребенка трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?»дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду : «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам». Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. На предложение воспитателя потрудиться они протягивают ручки или, наоборот, прячут их за спину, приговаривая: «Я не хочу, это трудно, тяжело. У меня ручки маленькие». Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к труду, желания трудиться, должно начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности. Трудовая деятельность развивается в определенной последовательности, и в включать структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился. Каковы же структурные части (компоненты) трудовой деятельности. Это цель, способы осуществления, результат и мотивы.

Цель – это представляемый результат деятельности. Труд детей младшего дошкольного возраста организуется взрослыми. Поэтому и цель определяется взрослыми. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнить задание.

Способы осуществления – это необходимые действия для достижения цели, приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллектуальные действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие качество выполнения работы.

Результат - показатель завершения работы. Это то, ради чего была задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства ее достижения.

Мотивы – важнейший компонент трудовой деятельности и формирования отношения к ней. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется.

Все структурные компоненты деятельности тесно связаны между собой, находятся в определенной зависимости.

В соответствии с программой «Радуга» трудовое воспитание включает 3 основных вида: самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд и труд в природе. Определены 3 формы организации труда : поручения, дежурства, коллективный труд.

Цель трудового воспитания по программе «Радуга» в 1младшей группе - это поддержание созидательного отношения к окружающему миру и желание участвовать в труде взрослых.

1. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

3. В помещении и на участке учить наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).

4. Расширять кругозор наблюдений за трудом взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым

Цель трудового воспитания во второй младшей группе – это закладывание основы созидательного отношения к миру и готовность совершать трудовые усилия.

1. Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

2. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, прачка, врач, шофер, повар, продавец, расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда. продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

Для трудовой деятельности дошкольников необходимо специальное оборудование. Оно должно соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям, быть удобным для использования, соответствовать возрастным особенностям детей. Для детей младшего дошкольного возраста инвентарь и оборудование должны иметь особенно привлекательный вид. /фото детей/

Представляем вашему вниманию, уважаемые родители, на яркие и красочные наряды, которые представляют наши воспитанники. Такие фартучки и колпачки обязательно привлекут внимание ваших малышей. С веселыми ведерками, леечками и веничками дело спориться всегда.

Раскроем подробнее содержание хозяйственно-бытового труда. Он включает умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, а также участие в организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам. Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материалы для занятий (карандаши, кисти, тряпочки, убирают их после занятий. Во второй половины года при подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки. Принимают участие в расчистке дорожек от снега, собирают мусор на веранде, игровой и физкультурной площадках.

Для развития трудовых навыков воспитатель использует следующие формы работы с детьми: проводит беседы с элементами труда : «Что мы вырастим в саду?», «Что можно приготовить из овощей», «Готовим угощение из фруктов», «Поможем няне», «Поможем дворнику» и др. Дидактические упражнения: «Покажем игрушкам, какой у нас порядок», «Покажем Мишутке, где лежат игрушки» Наблюдения за трудом взрослых на участке и в группе. Трудовая деятельность : «Поливаем цветы», «Собираем листочки и веточки», «Расчищаем снег на дорожках», «Посадка лука» и др. Посмотрите видео ролик: Дети собирают игрушки. А сейчас уважаемые родители я предлагаю вспомнить детство и немного поиграть «Соберем листочки».

Задачами труда в природе являются –воспитание желания участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы на участке. Развитие умения замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями. Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

В работе с детьми воспитатель использует следующие формы:

1. Дидактические игры «Угадай, что съел» «Чудесный мешочек» «Доскажи словечко». «Назови, кого не стало». Найди такое же растение». Посади овощи на свое место», «Заготовим семена», «Звуки и голоса природы».

2. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», «Чтение и драматизация сказки «Репка», «Колобок». А. Плещеев «Весна», И. Байрамов «Рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка».

3. Наблюдение за трудом взрослых по сбору урожая, за птицами на прогулке

4. Загадывание загадок.

5. Рассматривание альбомов о труде

6. Труд : мытье комнатных растений, полив, посадка лука и семян овса для птиц, кормление птиц, посадка семян на клумбе и в огороде.

Посмотрите видео ролик «Уход за комнатными растениями»

Дидактическая игра с родителями «Уход за комнатными растениями»

Можно сделать выводы, что трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков.

Используя такие вот не сложные игры, игровые ситуации с детьми, мы научим их трудится. Ведь не важно, кем станет ребенок, когда вырастит, летчиком или поваром, рабочим или ученым. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является несложной, требует от ребенка умственного напряжения. И услышит мамочка от дочки или сыночка заветные слова: «Ты отдохни – я сам посуду помою». И не забывайте хвалить и благодарить детей, если поручение выполнено хорошо. Не наказывайте за невыполнение задания.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста "Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста" Содержание Введение…. 3 1. Теоретические.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Консультация «Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста» Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста. Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Бабушкина И. Э. Слайд.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Трудовое воспитание детей дошкольного возраста В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского:.

Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду. Рассказывать ему о профессиях. Трудовое.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском садуТрудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования.

Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста Введение Организация в ДОО образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 лет) обуславливается характером социальной.

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возрастаВоспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста В России 2017г. объявлен годом экологии. Начинать экологическое воспитание нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. В процессе.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ Д/С «Солнышко» Евсеенкова С. В. «Природа для нас – кладовая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2018 в 12:00
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД