Татьяна Нестерова
«Удивительное животное. Белка-летяга». Познавательно исследовательский краткосрочный проект в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект "Удивительное животное "Белка-летяга"
Оглавление.
Паспорт проекта….3 стр
Этапы реализации проекта…. 6 стр.
Результаты и выводы…7 стр.
Список литературы…8 стр.
Приложение 1…. 9 стр.
Приложение 2….12 стр.
Приложение 3….13 стр.
Приложение 4….14 стр.
Паспорт проекта.
Тема проекта: «Удивительное животное. Белка-летяга»
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Публикация «„Удивительное животное, Белка-летяга“, Познавательно исследовательский краткосрочный проект в старшей группе» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Проекты
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Участники проекта: воспитатель, воспитанники старшей группы №3 (возраст детей 5-6 лет, родители (законные представители).
Продолжительность: две недели (красткосрочный)
Актуальность проекта (обоснование выбранной темы):
В современном мире и взрослые, и дети очень далеки от природы. Знания о животном и растительном мире скудны и в основном складываются из представлений, полученных родителями детей в детстве, или в современной жизни из средств массовой информации и интернета. Но часто разнообразие всего живого,что нас окружает остается за пределами интересов современных детей и их родителей. И уж тем более, что этот разнообразный мир под угрозой и многие его представители находятся на грани исчезновения, задумываются очень и очень немногие.
На примере изучения редкого зверька белки-летяги, в процессе реализации этого познавательно-исследовательского проекта, я хочу чтобы были достигнуты следующие цели и задачи.
Задачи проекта:
1. Формировать представление детей о наличии необычных удивительных животных в лесах Урала, например белки-летяги.
2. Формировать представления детей ожизни белки-летяги, ее внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
3. Формировать представления детей о Красной книге, о способах охраны белки-летяги и других редких животных.
4. Привлечь внимание детей и родителей к решению проблемы защиты белки-летяги через вовлечение их в практическую деятельность.
5. Развивать творчество, активность, самостоятельность, инициативу, умение работать в коллективе.
6. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе.
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей в процессе работы над проектом. Развивать интерес к исследовательской работе. Развивать умение работать в команде. Формирование экологической культуры у детей и их родителей, желания беречь и защищать природу.
Объект и предмет исследования: Белка-летяга
Гипотеза проекта: Белка летает, значит у нее есть крылья?
Проблема проекта:Почему и как нужно охранять белку-летягу?
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Реализация проекта (формы работы):
1. Беседы: «Редкие и удивительные животные Урала и Свердловской области». «Белка-летяга. Познакомимся с удивительным животным»,«Что такое Красная Книга и для чего она нужна»
2. Чтение художественной литературы (стихи, загадки, рассказ). Просмотр фильма «Белка-летяга»
3. Дидактические игры: "Назови животных леса"; "Собери белочку"(разрезные картинки)
4. Подвижные игры: "Белки и совы", "Белка ищет дупло".
5. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала, самостоятельная продуктивно- художественная деятельность (рисование, лепка, раскрашивание раскрасок с изображением белки-летяги, среды ее обитания и др., самостоятельная деятельность в уголке социально-коммуникативного развития (сюжетно-ролевые игры по теме реализуемого проекта)
6. Творческо-продуктивная деятельность в рамках совместной деятельности и НОД:
-рисование "Белка-летяга",
-конструирование (оригами с элементами аппликации) "Белка-летяга",
-лепка из пластилина «Угощение для белки-летяги» (предварительная работа перед лепкой: изучение пищевого поведения белки - летяги) или по желанию детей лепка "Белочка-парашют" (индивидуализация образовательного процесса)
7. Экскурсия в музей (организуют родители)
8. Создание совместно с родителями лэп-бука «Белка-летяга» и его презентация.
9. Создание творческой презентации с использованием ИКТ "Летучая белочка"
10. Создание презентации – отчета (этапы реализации проекта)
Результат (продукт) проекта:
1. Лэп-бук «Белка-летяга»
2. Коллекция произведений о белке-летяге (рассказы, стихи, загадки, фильмы, иллюстрации, фотографии)
3. Дидактическая игра «Собери белочку» (разрезные картинки)
4. Выставки детских работ (рисование, лепка, оригами)
5. Фотоотчет об экскурсии в музей
6. Творческая презентация «Летучая белочка»
Работа с родителями:
1. Привлечь родителей к сбору информации для создания Лэп-бука.
2. Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о белке-летяге.
3. Предложить родителям сшить костюмы для защиты проекта.
4. Предложить родителям с детьми посетить экспозицию в краеведческом музее «Животный мир Урала».(создать фотоотчет об экскурсии)
Предполагаемый результат:
Сформированность знаний детей о белке-летяге, о её образе жизни. Создание мультимедийной творческой презентации «Летучая белочка». Создание совместно с родителями продукта проекта леп-бука «Белка-летяга». В дальнейшем у детей должно сложиться представление о роли человека в заботе о животных, дети должны узнать что такое Красная книга и иметь представление о понятии «Охрана природы».
Перспектива: в дальнейшем у детей должно сложиться представление о разнообразии и уникальности животного мира Урала, дети должны иметь представление о белке-летяге, о роли человека в сохранении богатств живой природы Урала. У детей должно возникнуть желание бережно относится к природным ресурсам Родины.
Этапы реализации проекта.
Подготови-тельный Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта ; подбор дидактических, подвижных игр, подбор наглядно-дидактического материала: иллюстраций, художественной литературы (стихи, загадки, репродукций картин; фильмов, организация развивающей среды в группе, информирование и вовлечение родителей в работу над проектом
Основной этап 1. Беседы: «Редкие и удивительные животные Урала и Свердловской области». «Белка-летяга. Познакомимся с удивительным животным»,«Что такое Красная Книга и для чего она нужна»
2. Чтение художественной литературы (стихи, загадки, рассказ (Приложение 1). Просмотр фильма «Белка-летяга»
3. Создание и демонстрация детям творческой презентации с использованием ИКТ "Летучая белочка" (Приложение 4)
4. Создание совместно с родителями лэп-бука «Белка-летяга» и его презентация.
5. Дидактические игры: "Назови животных леса"; "Собери белочку"(разрезные картинки)
6. Подвижные игры: "Белки и совы", "Белка ищет дупло".
7. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала, самостоятельная продуктивно- художественная деятельность (рисование, лепка, раскрашивание раскрасок с изображением белки-летяги, среды ее обитания и др., самостоятельная деятельность в уголке социально-коммуникативного развития (сюжетно-ролевые игры по теме реализуемого проекта)
8. Творческо-продуктивная деятельность в рамках совместной деятельности и НОД:
-рисование "Белка-летяга"(Приложение 3,
-конструирование (оригами) "Белка-летяга", (Приложение 2)
-лепка из пластилина «Угощение для белки-летяги» (предварительная работа перед лепкой: изучение пищевого поведения белки - летяги) или по желанию детей лепка "Белочка-парашют" (индивидуализация образовательного процесса)
9. Экскурсия в музей (организуют родители)
Заключительный этап Диагностика знаний воспитанников по теме проекта. Оформление текста проекта. Создание презентации – отчета (этапы реализации проекта)
Рефлексия Передача опыта, обобщение опыта работы
Результаты и выводы.
1. Дети узнали о наличии необычных удивительных животных в лесах Урала, познакомились с белкой-летягой. (ее внешним видом, питанием, особенностями образа жизни.) .
2. Опровергли поставленную гипотезу, о наличии у белки – летяги крыльев, наблюдая за белкой по видео и рассматривая иллюстрации.
3. Дети имеют представление о Красной книге, о способах охраны белки-летяги и других редких животных
4. Через вовлечение детей и родителей в практическую деятельность, привлечено их внимание к проблеме охраны редких животных на Урале, способах их защиты
5. Через творчество в изобразительной деятельности, закрепили,как выглядит белка, чем питается. Стали более активными, самостоятельными, инициативными в проявлении своих познавательных и творческих способностей.
6. Дети проявили отзывчивость, доброжелательность, усвоили, что нужно бережно относится к природе.
7. Родители приобщились к воспитательно-образовательному процессу детей, повысили свою экологическую грамотность.
Список литературы и интернет-сайтов
1. Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2016.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. - (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
6. Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект», - Томск, 2011.
7. Е. Крутовская. «Имени доктора Айболита.»
Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск, 1974
Приложение 1.
"Чуча" Е. Крутовская.
Чуча - белка-летяга - таинственное, как лесные сумерки, тихое существо. Живет она у нас дома, в маленькой клетке у окна.
Днем клетка кажется пустой - только на полу ровным слоем, совершенно плоско, лежат сухие листья. В сумерках листья начинают шуршать и шевелиться: Чуча просыпается.
Выбравшись из-под листьев, она подвешивается на сетке, потягивается и зевает. Прыжок - и вот она уже в углу клетки, под самым потолком, уселась «в расклинку»: одна лапка - на одной стене, другая - на другой, и, придерживая руками хвостик, как шлейф, тщательно обрабатывает розовым языком каждый пушистый волосок. Потом деловито принимается вылизывать брюшко, грудь. Туалет закончен. Чуча прыгает вниз и принимается за завтрак.
Она не прихотлива: ест малиновые и сиреневые листки, древесные побеги, почки, ягоды, кедровые орехи. Пьет молоко. Ей немного надо: два-три листика, парочку орехов, несколько глотков молока, и - сыта.
Насытившись, Чуча принимается летать по клетке. Летает легко, изящно, перевертываясь в воздухе, плоский хвостик - как руль. В ней есть что-то от лемуров. Глаза - огромные таинственные глаза ночного существа. И лапки - как руки. Розовые, с длинными цепкими пальцами.
Когда Чуча была совсем крохой, я завертывала ее в носовой платок, как в пеленку, и поила с чайной ложечки молоком. И все концы пальцев у меня были искусаны до крови- маленькая злючка так и норовила всадить в них свои острые, как иголки, зубы. Теперь она стала умнее или добрее - не кусает протянутую ей с орехами руку и даже запрыгивает на ладонь.
Ни разу я не видела, чтобы Чуча грызла клетку, делала какие-то попытки вырваться на волю, как бурундучок или суслик. По-видимому, клетка ее совершенно устраивает. Она - ее дом, ее царство. Может быть, Чуча забыла, что когда-то жила в зеленом лесу? Но даже в этой маленькой клетке она живет какой-то очень своей, совершенно независимой от нас жизнью.
Белка-летяга. Лидия Рахманкулова
С ветки на ветку, с сучка на сучок.
Прыгает белка-летяга дружок.
С елки на елку, с сосны на сосну
Ищет орешки в сосновом лесу.
Кедр великан преподнес ей подарок.
Шишку для белки зимою сберег.
Белочка рада такому подарку.
В лапки взяла и орешки грызет
Хотите – проверьте. Юрий Чёрных
Хотите — поверьте,
Хотите — проверьте,
Но белки, однако, умеют летать.
Обычные белки летать не умеют,
Но белки-летяги умеют летать!
Белка-летяга. Александр Галушко
Вниз бросается с отвагой,
лапки вытянув, летит,
это – белочка – летяга,
днём она в дупле сидит.
Собирает она летом
на всю зиму семена,
кушает зимой. При этом,
как медведь не спит она.
В шубке серенького меха
согревается зимой,
погуляет и с успехом
с высоты летит домой.
Ей метели не угроза,
домом служит ей дупло,
даже в лютые морозы
у неё в дупле тепло.
Загадки
*
С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.
*
На ветке не птичка-
Зверек-невеличка,
Мех теплый как грелка
Кто же это?.
*
Это что за Парашют
Говорят в лесу их шьют.
И таёжный Параплан
опускается к грибам.
*
Отличный с ветки на ветку летун,
Планировать способен этот грызун.