Получи документы

«Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО»

Наталья Шмакова
«Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы

Основной целью моей работы как педагога- психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства

В соответствии с поставленной целью моей работы можно выделить следующие задачи:

1. Реализация в работе с детьми возможностей развития каждого возраста.

Публикация «„Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО“» размещена в разделах

2. Развитие индивидуальных особенностей ребенка, т. е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения ребенка.

3. Создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду.

4. Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям, педагогам.

Основными видами деятельности по психолого-педагогическому сопровождению в МБДОУ являются:

- психодиагностика : изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика эмоционального благополучия в детском саду, диагностика готовности к школе.

- коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов.

- консультирование- психологическое просвещение, формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Основной смысл психологического просвещения заключается в знакомстве педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризации и разъяснении результатов психологических исследований, формировании потребности в психологических знаниях и желании использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также в достижении понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду. Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

Особую актуальность для нашего дошкольного учреждения за прошедший 2013-2014учебный год приобрели проблемы адаптации

Поэтому хочется подробнее остановится на Диагностической программе «Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада», разработанной специалистами МБОУ ППМС «Росток» г. Ульяновска.

В программу включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в первых младших группах, которое показывает, как протекает период адаптации детей к новым социальным условиям и переживание возрастного кризиса 3-х лет. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Желательно родителям заполнять анкету до начала посещения ребёнком ДОУ.

Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада, педагоги первых младших групп заполняют «Карты наблюдения за ребёнком» дважды.

Затем педагогом-психологом сравниваются по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями в период адаптации ребёнка к ДОУ. Результаты анализируются. Подводятся итоги проделанной работы. Для детей с проблемами адаптации составляются реабилитационные маршруты различных профилей и направлений.

Обследование детей данного возраста в нашем дошкольном учреждении проводилось с использованием единой городской психодиагностической программы «Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада». Представляю вашему вниманию «Заключение по результатам проведённого психодиагностического изучения адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада в МБДОУ № 52»

1. Причина исследования: исследование проводилось в рамках плана работы на 2013-2014 учебный год с использованием единой городской психодиагностической программы «Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада».

2. Направления обследования:

• характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (Анкета для родителей)

• оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (Карта наблюдений за ребёнком)

3. Диагност. : Шмакова Н. В.

4. Сроки проведения исследования: сентябрь- ноябрь 2013

5. Количество обследуемых: 41 ребёнок

6. Обобщённая интерпретация полученных результатов исследования (аналитическое описание, выводы, рекомендации).

Итак, в ходе проведения исследования получены следующие результаты

(в %) :

ТАБЛИЦА №1

(результаты анкетирования родителей)

Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий

- 61% 24% 15% -

ТАБЛИЦА №2 «Уровень адаптации»

(результаты наблюдений за ребёнком воспитателем)

Лёгкая адаптация Средняя адаптация Трудная адаптация Район

1 часть 2 часть 1 часть 2 часть 1 часть 2 часть

- 34% 78% 61% 22% 5%

Вывод:

По результатам исследования выявлены дети с трудной адаптацией-5%.Планируется проводить коррекционную работу с этими детьми далее и способствовать их успешной адаптации к дошкольному учреждению.

Причины трудной адаптации детей – простудные заболевания и как следствие - длительное отсутствие в ДОУ, повторная адаптация после выхода в детский сад.

Также во второй младшей, средней и старшей группах проводится психодиагностическое обследование «Эмоционального благополучия в детском саду» один раз в год по единой диагностической программе, разработанной специалистами ППМС» Росток» г. Ульяновска.

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май).

На основании заполнения данных анкет, результатов диагностики готовятся консультации в информационные папки для родителей в каждой групп

Применение здоровьесберегающих технологий – важная составляющая занятий педагога-психолога с детьми младшего возраста.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

•пальчиковые игры;

•зрительная гимнастика ;

•релаксация;

•физкультминутки и динамические паузы.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

•игротренинги ;

•коммуникативные игры;

•самомассаж.

3. Коррекционные технологии:

психогимнастика

В своей работе я использую разнообразные формы работы с родителями и педагогами. К ним относятся:

Информационно-аналитические

-анкетирование

-опрос

Наглядно-информационные

-мини-библиотека

-информационные стенды «Педагог-психолог», «Готовимся к детскому саду»

-информационные папки по всем возрастным группам «Педагог-психолог рекомендует…»

-участие в Дне открытых дверей

-участие в выпуске газеты ДОУ «Карусель»

-участие в блоке информации на сайте детского сада

размещение опыта работы на сайтах международных и всероссийских конкурсов

-являюсь активным участником творческой группы по духовно-нравственному воспитанию, призёром конкурса «Возродим Русь святую!»

Познавательные

-практикумы,

-семинары

-мини-тренинги

-клуб для родителей «Мы вместе»

Кто же они, наши современные родители?

. Предлагаем вам воспользоваться данными социального паспорта семей в МДОУ д/с №52.

Социальный паспорт семей ДОУ № 52

на октябрь 2014 г.

Всего семей - _165___

Проанализировано ___165___ семей

Из них по национальности:

русских семей – 116/70,3 %

семей татарской национальности – 9/5,5%

семей чувашской национальности – 7/4,2 %

семей других национальностей – 2/1,2%

смешанных браков – 31/18,8%

Семей с 1 ребенком – 93/56,4 %

с 2-мя детьми – 67/40,6 %

с 3 и более детьми – 5/3 %

Всего родителей – 302

Из них по возрасту:

до 20 лет – 0 %

20 – 25 лет – 16/5,3 %

25 – 30 лет – 104/34,4 %

30 – 35 лет – 101/33,4 %

35 – 40 лет – 45/14,9 %

свыше 40 лет – 36/11,9 % По образованию:

с высшим – 104/34,4 %

н/высшим – 12/4,1 %

сред. -спец. - 143/47,4%

без образования –43/14,2%

Всего полных семей – 135/81,8 %

Неполных – 30/18,2%, из них в разводе – 19/63,3%

потеря кормильца – 1/3,3%

мать – одиночка – 8/26,7%

гражданский брак – 2/6,7

неблагополучных семей – 0 %

Сфера деятельности родителей

предприниматели и бизнесмены – 14/4,6 %

служащие – 59/19,5%

рабочие – 205/67,9 %

не работают – 24/7,9%

Подытоживая данную статистику делаем вывод, мы имеем в массе своей полные семьи, по национальности-русских, большинство родителей от 25-30 лет, имеющих 1-го ребёнка, со средне - специальным образованием, сфера деятельности – рабочие. Высок процент смешанных браков-18, 8%, а также неполных семей -18,2%

Именно от молодых семей, имеющих одного ребёнка я получила множество запросов по адаптации детей, по психическому развитию данного возраста. Индивидуальные консультации с молодыми семьями показали недостаток психолого-педагогических знаний в багаже наших родителей (примеры). С какими же проблемами приходится сталкиваться молодым семьям?

Специфические трудности,связанные с воспитанием детей в молодых семьях обусловлены недостаточной моральной, психологической, социальной зрелостью супругов. Обедненным, неразвитым является их понимание своей роли в жизни ребенка, ответственности за его воспитание. И даже искренние их старания в этом наталкиваются на отсутствие жизненного опыта, знаний, умения терпеливо, последовательно и настойчиво взрослеть вместе со своим ребенком.

В нашем МБДОУ функционирует Клуб для родителей «Мы вместе». Каждый пришедший на заседание Клуба имеет возможность высказываться, обсуждать, делиться собственным опытом воспитания детей, а самое главное - приобретать новый опыт для своей семьи. В процессе группового общения каждый участник вправе активно выступать или быть просто слушателем.

Итак, подведем итоги:

Именно эмоциональное благополучие дошкольника является тем ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета на тему «Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье» Современные дети очень часто не могут переработать большой объём сенсорной информации, что вызывает у них ухудшение психологического здоровья.

Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ 1 слайд Вступительное слово В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО»
Опубликовано: 14 января 2015 в 09:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального в условиях ДОО»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шмакова (УИ 193933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД