МААМ-картинки

Условия для позитивной и негативной социализации детей в ДОУ

Адрова Наталья
Условия для позитивной и негативной социализации детей в ДОУ

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Публикация «Условия для позитивной и негативной социализации детей в ДОУ» размещена в разделах

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

От успешности социализации зависит, будет ли человек верно пони-мать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Отсюда, социализация дошкольника может носить как позитивный, так и негативный характер.

«Позитивная социализация» - это развитие положительного само-ощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Это обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Однако понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

«Негативная социализация» - процесс, противоположный «позитивной» социализации вследствие каких -либо неблагоприятных условий.

В соответствии с ФГОС ДО для решения позитивной социализации детей должны создаваться благоприятные условия их развития в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Условия «позитивной социализации»

1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное неблагополучие ребенка способствует развитию «негативной» социализации и причина в микроклимате детского сада. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.

Таким образом, детский сад может обеспечить как позитивную социализацию ребёнка, так и его негативную при непрофессиональном подходе.

2. Реализация программы ДОУ, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными стандартами.

3. Высокая квалификация и профессионализм педагогов

В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые требования к воспитателям. Повышаются требования к личности педагога, к его профессионализму. Особо важным становится этап вхождения начинающего воспитателя, вчерашнего выпускника в образовательное пространство детского сада. Задача введения ФГОС может быть решена только путём качественной подготовки воспитателей. Подготовка квалифицированного специалиста возможна совместными усилиями профессиональных педагогических образовательных учреждений (колледж, институт, университет) и баз практики – дошкольных образовательных учреждений.

Рост профессионализма педагога возможен за счет повышения его профессиональной компетентности в области социально-личностного раз-вития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации.

Осуществление процесса «позитивной социализации» возможен педагогом с сильной гуманистической позицией, в частности, готовностью принять любого ребёнка таким, каков он есть, которая формируется в ходе педагогической практики.

Такой педагог является:

- проводником;

- фасилитатором - человек, обеспечивающий групповую коммуникацию;

- «Архитектором»;

- Создателем пространства для свободного творчества детей.

Он строит свое общение с детьми на основе конструктивно-личностного подхода:

- одобряет оригинальность мысли и поступки ребенка, если они не причиняют вреда окружающим;

- не сдерживает желание ребенка изобразить или выполнить что-то по собственной инициативе;

- признает точку зрения ребенка, какой бы она не была «абсурдной» или «ошибочной». Не сдерживает инициативу и творчество своими «истинным» мнением;

- представляет детям большую возможность и не препятствует свободному изложению в рисунках, в словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образцах, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в образовательной и свободной деятельности;

- не ставит оценки детскому творчеству, а лишь обсуждает отдельные содержательные моменты этих работ (безоценочность);

- не сравнивает ребенка с другими детьми, а только с ним самим и с его прошлым опытом;

- не усмехается над необычными образами, словами или движениями ребенка, не провоцирует своим критическим смехом у ребенка обиду, не вызывает страх сделать ошибку, а в дальнейшем желание экспериментировать и искать новые решения;

- позволяет себе играть, творить и даже шалить вместе с детьми. Часто оказывается в качестве рядового участника процесса;

- не принуждает, не навязывает свои образцы и действия, манеру изображения и мышления. Принимает логику воображения ребенка;

- уделяет большое внимание организации творческого процесса, а не результатам;

- прививает чувство меры в отношении детей к какому-либо виду деятельности, предоставляя различные интересные задания, психологические разминки, современные здоровьесберегающие технологии;

- способен своевременно предупредить однообразие, устранить перенапряжение, не вызвать переутомление;

- поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в группе. Поддерживает в детях спокойную сосредоточенность и радостную атмосферу, придает веру в свои силы и возможности каждого ребенка, сохраняет доброжелательную интонацию голоса.

«Негативная» социализация возникает, когда воспитатель является:

- диктатором;

- всезнающим «источником информации»;

- руководителем.

Общение с детьми строится на основе традиционного учебно-дисциплинарного подхода, где во главу угла ставятся знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок.

Во взаимодействии с детьми он:

- проявляет избирательность по отношению к детям;

- постоянно использует запреты и ограничения в отношении детей;

- злоупотребляет отрицательными оценками;

- строгость и наказание его главные педагогические средства;

- требует от детей только послушание;

- использует однообразные воспитательные действия

4. Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятии художественного слова). В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, где основное место занимает игра, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Согласно ФГОС: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.» (ФГОС ДО, п. 1.2).

Основными моделями организации образовательного процесса являются:

1) совместная деятельность взрослого и детей

2) самостоятельная деятельность.

Основным средством совместной деятельности выступает общение, которое согласно ФГОС должно носить личностно-развивающий и гуманистический характер. Поэтому в ДОУ должна быть создана единая коммуникативная среда. Необходимо вовлекать детей в массовые мероприятия (праздники, развлечения, соревнования и т. д, проводимые в образовательном учреждении).

Для осуществления позитивной социализации воспитательно-образовательный процесс должен строиться в соответствии с ФГОС на следующих основных подходах:

1) Системно - деятельностный, суть которого заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность. А совместная деятельность детей с взрослыми в реализации цели и задач. Педагог не дает готовые образцы знаний и представлений, а создает и вырабатывает совместный поиск решений (проектирование) в процессе деятельности, составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

2) Личностно-ориентированный, где во главе угла стоит личность ребенка, ее самобытность и ее самоценность. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу этого подхода.

3) Развивающий, при котором в обучении ребенок не только усваивает конкретные знания. умения и навыки, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью. Этот подход опирается на зону ближайшего развития ребенка.

5. Планирование позиции воспитателя «вместе с детьми»

Важным условием «позитивной социализации» является организация социально-ориентированной образовательной деятельности, где основой является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно». Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н. А. Короткова:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

6. Создание и обогащение предметно-пространственной среды

Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития. Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями. Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнё рского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом, дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. В ряде случаев пространственная позиция педагога (воспитателя) может быть препятствием к такому взаимодействию. Если ребёнок находится «внизу», а взрослый педагог «возвышается» над ним, эта позиция в которой ребёнок вынужден исключительно подстраиваться под педагога, подчиняться ему. Лучше избегать «школьной» планировки. Неплохо, чтобы в группе была мебель не только для детей, но и для взрослых. Диван, сидя на котором, педагог может почитать книгу детям. Подобная домашняя атмосфера способствует укреплению доверительных отношений между воспитателем и детьми. В групповой комнате желательно спланировать «уголок уединения». Это нормально, что время от времени ребёнку хочется уединиться, побыть одному, немного передохнуть от избыточного общения. В обустройстве таких мест поможет ширма или маленький домик.

7. Социальное партнерство с семьей и другими социальными институтам

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и раз-витии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, при-обретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Негативные факторы социализации

1) во взаимодействии «родители – педагог» :

- не все родители желают идти на контакт,

- некоторые не проявляют активности во взаимодействии,

- другие боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом.

В итоге необходимое взаимодействие педагога с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует.

2) во взаимодействии «родители – ребенок» : Зачастую поведение родителей характеризуется рядом особенностей:

- многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время,

-другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет,

- следующие родители не всегда понимают проблемы детей,

- некоторые неадекватно оценивают их возможности,

- другие испытывают чувство неудовлетворенности вследствие каких-либо несбывшихся ожиданий.

Все приведенные факторы, негативно сказывается на процессе социализации ребенка.

Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности. Даже если родители детей не желают идти на контакт, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого есть множество методов, приемов, форм работы. В методических рекомендациях показано, как эффективно можно применять метод сетевого взаимодействия и взаимодействия в триединстве «родитель – ребёнок – воспитатель» для позитивной социализации детей.

Еще одним условием успешной социализацией является социальное партнерство с другими социальными институтами : объектами культуры и спорта, интересными людьми. В нашем детском саду такое сотрудничество осуществляется посредством экскурсий в библиотеку.

Публикации по теме:

Дом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗДом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Как известно, особенности и манеры поведения закладываются и формируются еще в детстве, вместе с ним формируется и взгляд на мир. Зачастую,.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников»Мастер-класс по теме «Утренний круг — условие позитивной социализации дошкольников» Мастер-класс по теме: «Утренний круг условие позитивной социализации дошкольников». Добрый день уважаемые коллеги! Скажите пожалуйста,.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия для позитивной и негативной социализации детей в ДОУ
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 09:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД