Лучший педагог года

Устное народное творчество как средство формирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Инна Пархоменко
Устное народное творчество как средство формирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения

Публикация «Устное народное творчество как средство формирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора, которые являются основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи

Взяв эту тему, я поставила такую цель:

Формирование правильной устной речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

В связи с поставленной целью я выделила следующие задачи:

• Выявить значение устного народного творчества в системе развития речи детей.

• Знакомить детей с разными формами фольклора (потешки, приговорки, заклички, колыбельные песни, загадки, сказки).

• Развивать внимание, понимание речи, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, активизировать словарь;

• Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

Потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки - все это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Жанры детского фольклора, используемые мною в работе: потешки;загадки;

заклички; народные игры, русские народные сказки.

Детский фольклор используется и в период адаптации; на прогулке; в режимных моментах; в игре; в образовательной деятельности; в свободной деятельности

Потешка – это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей. Слушая потешки, ребенок учится не только говорить, но и думать. Речь детей сопровождается движением рук. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, например, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать потешку про «кота», где однокоренные слова «котя», «котенька», «коток», или про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка – заинька», «серый – серенький» Такую потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях.

Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираю также соответствующие потешки. Удачно подобранная потешка может помочь во время еды:

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

Когда ложимся спать:

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про сластену-мишку.

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)

Во время одевания на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Словарный запас этого возраста невелик, поэтому потешки подбираю в соответствии с уровнем развития. Очень большое значение имеют потешки для воспитания дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе плачет, то успокаивать можно потешкой.

Колыбельные песни -успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку

А вы знали? Пение мамой колыбельных песен приносит массу пользы: (на слайде вставляю музыку песни «спи, моя радость, усни»

через пение мама передает своему ребенку посыл нежности и заботы, создает с ним крепкую связь

спокойные мелодии успокаивают даже активных детишек и дарят им здоровый сон

песни помогают крохе расширять представления об окружающем мире и вскоре сказать свои первые слова

ребенок растет спокойным и нежный голос мамы вселяет ему чувство надежности и умиротворения

колыбельные помогают ребенку познавать мир, в котором он живет. Малыш учится слушать, а не просто слышать, его мышление становится более осознанным, а внимание улучшается

Скороговорки - учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова

Считалки - тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира.

Русская народная сказка- раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Предметно-пространственная развивающая среда

Устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребёнка в целом.

• целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности,

• у детей возросли положительные эмоции, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте, читайте, играйте вместе с ребенком от души и для души!

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство формирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2024 в 14:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД