Лучший педагог года

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики

Маргалита Владимировна
Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики

Федеральные государственные требования побуждают нас специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Я работаю с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети с речевым заключением ОНР. А это значит что у них:

• недостаточные представления об окружающем мире,

• нарушены все стороны речи;

• снижена познавательная активность.

Все детей с дизартрическим компонентом характерно нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (подвижностью) речевой мускулатуры.

Публикация «Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах

Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача создание такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормального произношения.

Артикуляционная гимнастика это трудоемкий долговременный процесс, не всегда, поддерживается интересом ребёнка.

В своей практике на занятиях артикуляционной гимнастики я использую как классические варианты, так и переработанный мною опыт своих коллег, и компьютерные программы (рисунки подсказки, адоптированные истории, сказочные истории из жизни язычка, «Волшебный сундучок» (мелкие игрушки, авторские сказки. Это позволяет повысить динамичность и эффективность всего коррекционного образовательного процесса.

Наши дети «дизартрики» затрудняются по подражанию и по речевой инструкции воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, поэтому в коррекционной работе существенную роль играет формирование у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

При выполнении артикуляционных упражнений, заметила, что дети помогают себе рукой найти или проверить правильность артикуляционного уклада. Подключила движение руки в артикуляционную гимнастику. Теперь для детей это «пальчик контроль», а в логопедии это «сопряженная гимнастика».

Сопряжённая гимнастика это совместные движения руки и артикуляционного аппарата.

Опираясь на более сохранный зрительный анализатор, составила подготовительный комплекс упражнений сопряжённой гимнастики, т. е ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавила движение кистей и пальцев рук. (АЛЬБОМ) Этот комплекс упражнений оформлен в виде альбома, а также на электронном носителе. Отрабатывала упражнения на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Начинала с самого простого упражнения «Бегемот». Получилось не с первого раза, дети либо выполняли движения кистью руки и забывали про артикуляцию, либо наоборот.

Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, происходит межполушарное взаимодействие. Таким образом, развивая моторику, мы создаё м предпосылки для становления психических процессов: восприятие, ощущения, внимания, памяти и мышления.

Сопряжённую гимнастику провожу ежедневно 2 раза в день. Утром перед завтраком со всей группой и индивидуально с каждым ребенком или подгруппой детей с одинаковыми нарушениями. Вот альбомы с авторскими сказками. Сюжет для сказок прост. Но самое важное, что ребёнок видит не только артикуляцию, но и положение руки, как образ положения языка или губ. Это направленно на выработку точности движений, на формирование умения удерживать артикуляционные органы в определённом положении.

Третью сопряжённую гимнастику проводят воспитатели во второй половине дня. Материал к ней готовлю сама, в основном на закреплении отработанных навыков. Подбираю его таким образом, чтобы сочетались и артикуляционно -моторные упражнения, включаю упражнения по обогащению словаря и закрепление грамматических категорий и упражнения для становления психических процессов, а так же сохранение зрения с двигательной активностью.

Выполняя такую сопряжённую гимнастику, ребёнок не замечает, что его учат. Преодоление трудностей проходит легче.

Артикуляционная гимнастика становится интересной, использования руки, как образ положения языка, наглядность, выстроенного на сказочном сюжете, многократность повторения это развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Я надеюсь, что предложенный мною опыт, вызовет интерес учителей-логопедов и воспитателей, а главное – принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения, развитию пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления, совершенствованию координации движений.

Литература:

Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.

Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Новотороцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999.

Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем. - М. : ЗАО Центрполиграф,2005.

Сайты интернета:

https://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BB%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&clid=1168060&lr=62

Публикации по теме:

Методика проведения артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая.

Правила проведения артикуляционной гимнастики Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие.

Конспект проведения артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе Старшая логопедическая группа Цель: Вырабатывать полноценные движения губ, языка. Добиваться гибкости. Развивать мелкую моторику. Воспитывать.

Картотека артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся.

Картотека артикуляционной гимнастики 10 из 42 № 1 Детский сад. Профессии Вы пришли сегодня в детский сад, Улыбнулись всем друзьям. Послали воздушный поцелуй воспитателям, Посмотрели.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л] Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.

Памятка для воспитателя «Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики» Памятка для воспитателя Правила организации и проведения артикуляционной гимнастики Все упражнения выполняются под счет,.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики Указания к проведению артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 14:32
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД