Папки-передвижки

Конспект занятия, посвященного рязанскому поэту С. А Есенину «Великий сын земли Рязанской…»

Светлана Муругова
Конспект занятия, посвященного рязанскому поэту С. А Есенину «Великий сын земли Рязанской…»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия, посвященному рязанскому поэту С. А Есенину.

Тема: «Великий сын земли Рязанской…»

Воспитатель:

Муругова С. Н.

ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат».

2022 год.

Цели и задачи.

- расширить знания детей о биографии С. А Есенина;

Публикация «Конспект занятия, посвященного рязанскому поэту С, А Есенину „Великий сын земли Рязанской…“» размещена в разделах

- сформировать у обучающихся представление о творчестве. А. Есенина;

- развивать навыки грамотной устной речи;

- воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи;

- развитие мировоззрения у обучающихся на основе творчества С. А. Есенина;

- воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке;

- развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению.

Ход занятия.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. Сегодня я хочу пригласить вас в литературную гостиную. А вы знаете, что такое литературная гостиная? Это место где все могут почитать любимые стихи, поразмышлять, побеседовать на разные интересные темы о знаменитых писателях, поэтах, просто душевно поговорить. Литературные гостиные проводились в 18-19 веках. Они были очень популярны. Гостиные располагались в богатых дворянских домах. Там обычно собирались образованные, интеллигентные люди, было много молодежи. Там звучала музыка, исполнялись стихи и песни. Быть постоянным посетителем гостиной считалось престижным и почетным. Мне хотелось бы возродить эту утраченную традицию. Итак, зажигая свечу, мы открываем нашу литературную гостиную. Сегодня я ведущая нашей литературной гостиной, а вы мои гости, и говорить с вами мы будем о великом русском поэте, нашем земляке – Сергее Александровиче Есенине. Наверное нет в России человека, который бы не слышал имя Сергея Есенина.

Сегодня мы поближе познакомимся с его творчеством, поговорим о жизни, судьбе. Побываем на его родине.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново. Оно находится на живописном берегу Оки в Рыбновском районе Рязанской области. Сейчас в селе, где родился поэт, находится Государственный музей-заповедник Сергея Есенина, который является одним из крупнейших музейных комплексов в нашей стране. Уже многие годы тысячи людей приезжают сюда, чтобы поклониться памяти великого гения.

Давайте мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие на родину поэта.

Видеоролик.

Воспитатель:

Сергей очень любил свою малую родину. Здесь прошли его детство и юность, здесь он написал свои первые стихи.

«Я люблю тебя, родина кроткая,

А за что разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу»…

Родители Сергея были простые люди. Александр Никитич и Татьяна Федоровна трудились на заработках в Москве, поэтому с 2-х лет маленький Сережа был отдан на воспитание деду по материнской линии Титову Федору Андреевичу с которым прошло почти все его детство. Многие черты характера Сергей унаследовал от него. Федор Андреевич был удивительный человек: имея прекрасную память, он знал наизусть великое множество народных песен, а по субботам и воскресеньям читал внуку Библию. По настоянию деда Сережа рано научился читать, с пяти лет.

А сейчас зачитаем сообщения, которые были подготовлены к нашей литературной гостиной.

Ученик 1:

Сообщение 1.

У деда Сергея Есенина было трое взрослых неженатых сыновей. Ребята они были озорные и веселые. В три с половиной года они посадили Сережу на лошадь без седла и пустили в галоп. Или учили плавать маленького Сергея: брали его в лодку, отплывали от берега и бросали как щенка, чуть не на середине Оки. Сергей неумело и испугано плескал руками, захлебывался, а его дядя Саша кричал: «Ну куда ты годишься?» После, лет в восемь, другому дяде Сергей часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Сергей был в детстве неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой.

«Худощавый, и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто часто, с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет!»»

Воспитатель:

За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: «Ты его не трожь, он так будет крепче». Бабушка очень любила внука и по матерински о нем заботилась. Она учила внука молитвам, рассказывала сказки, пела песни. Ей впоследствии поэт посвятил стихотворение «Бабушкины сказки».

Сценка.

Ученик 2:

В зимний вечер, по задворкам,

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем-бредем домой.

Ученик3:

Опостылеют салазки

И садимся в два ряда

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

Ученик :

Бабушка, расскажи сказку.

Ученик 4 (бабушка) :

Что же, слушайте.

За горами, за лесами,

За широкими морями.

Не на небе, на земле

Жил старик в одном селе.

Было у него три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…

Ученик 5:

И сидим мы. Еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим

Если мама спать зовет.

Ученик 4 (бабушка) :

Сказки всё. Пора в постели

Ученик 2:

Ну а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели.

Начинаем приставать.

Ученик 3:

Скажет бабушка не смело

Ученик 4 (бабушка) :

Что ж сидеть то до зари?

Ученик 5:

Ну а нам какое дело?

Говори да говори.

Ученик 4 (бабушка) :

Ну хватит. Хватит. Завтра сказку доскажу. А сейчас идите спать.

Воспитатель:

Среди бабушкиных сказок была «Сказка о заколдованной красавице».

«Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, длинная коса до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят. Не ей любуются. Решила она извести со свету ту красавицу, и превратила ее в дерево. А это деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветви, как косы переливаются. Шумит ласково, Путников от жары в своей тени укроет. Люди любовались нежным деревцем. Злится еще, пуще колдунья. Напустила она холоду. Только деревце по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стояла, косы серебристым инеем искрятся».

Ребята, а как вы думаете, какое стихотворение сочинил Есенин, когда послушал эту сказку?

(Белая береза)

Давайте послушаем это стихотворение.

(Читает ученик.)

Это было его первое стихотворение. Написал его поэт когда ему было всего 8 лет. Оно было напечатано в детском журнале Мирок.

Ребята, о каких деревьях еще писал Сергей Есенин?

(Клен, черемуха, рябина.)

.

В селе, где жил Есенин всегда весело отмечали праздники, водили хороводы, затевали пляски и игры. Сережа тоже любил принимать участие в народных гуляниях, плясках и играх. Позднее он написал стихотворение :

«Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у ворот…»

(Плясовая)

Сообщение 2.

Ученик 6.

Сергей вместе с другими деревенскими ребятишками обучался в земском училище. Учитель заметил, что у мальчика есть талант. Сережа сдавал экзамены на отлично, много и с удовольствием читал. В 14 лет Сергей поступил учиться в Спас-Клепиковскую церковно-приходскую школу, именно там Есенин решил стать поэтом. После окончания учебы (в 1912 году) поэт переехал в Москву, а затем – в Петроград (ныне Санкт-Петербург). Там он познакомился с лучшими поэтами своего времени, издал первую книгу стихотворений «Радуница».

Воспитатель:

Людям очень понравились стихи Есенина, вскоре он стал известен на всю страну. Есенин писал стихи о любви ко всему живому: о любви к своей родине, к маме, о животных. Особенно красивы его стихи о природе. Его называли певцом русской природы.

«Он как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой в лебедей,

Светлый месяц в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта…»

А сейчас, ребята, мы разделимся на группы. У каждой группы в конверте разрезанная картинка и три стихотворения о природе. Ваша задача, собрать картинку и подобрать стихотворение которое подходит по содержанию.

(Звучит музыка. Дети выполняют задание, читают стихи.)

Первая картинка. «Черемуха».

Как красиво описывает поэт черемуху. Он сравнивает дерево с девушкой. Черемуха завила кудри, зелень сияет в серебре, ветки золотистые, роса медвяная. А вы знаете, что означает слово медвяная, пряная, проталинка, гремучий?

( Дети отвечают: «Медвяная - имеющая запах и вкус меда,

пряная – ароматная,

проталинка – место, где растаял снег и

появилась земля,

гремучий – производящий громкие звуки».)

Вторая картинка. «Пороша».

Когда поэт сочинил это стихотворение, он уже жил в Москве. Шумная, грязная, суетливая Москва отличалась от умиротворенного спокойствия Константиново. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам. Свою тоску он выразил в этом стихотворении.

Третья картинка. «Вот уж вечер…».

Стихи Есенина удивительно мелодичны. Не случайно многие из них положены на музыку и сегодня мы слушаем и поем песни на его слова. Наиболее популярны из них «Над окошком месяц», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову не плачу». Давайте послушаем романс «Отговорила роща золотая».

Романс «Отговорила роща золотая».

Есенин много путешествовал. Он объехал всю Россию, много других стран и некоторое время жил в Америке. Поэтому он редко встречался со своими родными и близкими. Но он очень любил их и тосковал по ним. Особенно он скучал по маме и посвятил ей много стихов. Давайте прослушаем одно из них.

«Ты жива еще моя старушка?» Читает Волков В.

Скажите, а какое из прочитанных стихотворений вам понравилось больше всего? Может кто-нибудь хочет почитать свое любимое стихотворение.

Ученик 4.

Ребята. Есенин прожил всего 30 лет. Умер он 28 декабря 1925 года. Официально его смерть была объявлена самоубийством.

Похоронен в Москве. Проститься с ним пришли сотни людей, специально приехавшие из других городов.

Люди чтят память великого, русского поэта. В Москве, Рязани и других городах есть памятники Сергею Есенину. Учебные заведения имени Есенина. Улицы и бульвары носят его имя.

Ребята. Вот и подходит к завершению наша литературная гостиная. Давайте вспомним некоторые факты из биографии Есенина

- назовите дату рождения Есенина;

3 октября 1895 г.

- сколько лет прожил поэт?;

30 лет.

- где находится Родина поэта?;

С. Константиново. Рязанской губернии.

- на берегу какой реки расположено Константиново?;

На берегу Оки.

- назовите имя отца и матери поэта;

Александр Никитич и Татьяна Федоровна.

- какое учебное заведение закончил поэт в селе Константиново?

Земское училище.

Поэта нет, но живы его стихи и песни. Мне бы хотелось, чтобы вы полюбили его произведения. Ведь они очень простые и понятные каждому из нас. Поэт учит нас любить и хранить природу, быть добрыми и милосердными. Мы должны гордиться тем, что живем на Рязанской земле, на родине великого поэта Сергея Есенина.

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческой встрече с рязанской детской поэтессой Людмилой Владимировной СорокинойФотоотчет о творческой встрече с рязанской детской поэтессой Людмилой Владимировной Сорокиной Фотоотчет о творческой встрече с рязанской детской поэтессой Людмилой Владимировной Сорокиной. Уважаемые гости моей странички, предлагаю.

Конспект занятия для детей средней группы «Великий поэт — Сергей Александрович Есенин» Цель: Познакомить детей с фактами биографии Сергея Есенина. Задачи: 1. Учить детей слышать красоту родного слова. 2. Развивать у детей.

Конспект занятия «Луна-спутник Земли» Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике.

Конспект занятия «Растения Земли» Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить.

Конспект занятия  «Великий День Победы»Конспект занятия  «Великий День Победы» Конспект занятия – «Великий День Победы» Цель: Формирование уважения к одному из наиболее значимых праздников для России – Дню Победы. Задачи:.

Конспект занятия «Животные Земли»Конспект занятия «Животные Земли» Цель. Формировать представление о том, что к неприятным на вид животным нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение.

Конспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возраста Цели: познакомить учащихся с биографией В. А. Моцарта, сделать скрипку из картона. Здравствуйте ребята! 27 января отмечается день рождения.

Сценарий праздника к Дню защитника Отечества «У мужчин великий праздник! У мужчин великий день!» Цель: Создать условия для положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного проведения мероприятия, способствующих.

Конспект занятия «Великий праздник — Светлая Пасха»Конспект занятия «Великий праздник — Светлая Пасха» Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее.

Фотоотчет «Великому поэту Осетии Коста Хетагурову посвящается…»Фотоотчет «Великому поэту Осетии Коста Хетагурову посвящается…» Велика наша страна Россия! Много разных народов живет здесь. У каждого народа своя история и свои талантливые люди – те которые испокон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия, посвященного рязанскому поэту С. А Есенину «Великий сын земли Рязанской…»
Опубликовано: 4 февраля 2023 в 14:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия, посвященного рязанскому поэту С. А Есенину «Великий сын земли Рязанской…»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Муругова (УИ 1869764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД