Любовь Левченко
Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников «Весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. В основной образовательной Программе ДОУ на первый план выделяется развивающая функция дидактической игры.
Публикация «Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников „Весёлый огород“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Настоящее дидактическое пособие было изготовлено на основании положения о проведении смотра –конкурса в МБДОУ Д/с №23 городского округа-город Камышин, среди воспитателей, «На лучшую разработку дидактического пособия «Весёлый огород!».
Данное дидактическое пособие используется в рамках реализации основной образовательной программы детского сада.
ЦЕЛЬ - знакомить дошкольников с природой, через экологические игры, в ходе которых проявляется экологическая культура, способствовать развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызвать интерес к объектам природы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
• формировать умения различать по внешнему виду овощи и называть их;
• учить понимать обобщающее слово «овощи»;
• дать знания о месте произрастания овощей;
• формировать элементарные представления о том, что осенью созревают многие овощи;
• систематизировать знания о труде людей осень (уборка урожая, заготовка овощей на зиму);
• обогащать представления о пользе овощей для организма;
• учить выделять цвет, форму, величину овощей;
• находить характерные признаки овощей и сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения;
• учить составлять описание предмета с помощью мнемотаблицы «Овощи»;
• учить различать понятия: много, один, по одному, ни одного;
• формировать умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно и отчетливо на него отвечать.
Развивающие :
• развивать интерес к познанию окружающего мира;
• развивать важные качества личности ребё нка: внимание, мышление, сообразительность;
• развивать умственные и интеллектуальные способности, творчество;
• развивать и активизировать словарь детей.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к природе и желание принимать участие в игре;
• воспитывать ответственное отношение к природе и уважение к труду людей выращивающих овощи;
• воспитывать эмоционально- положительное настроение.
Предшествующая работа.
1. Изготовила дидактическое пособие «Весёлый огород» из картонной коробки: длинной -65см, шириной -40см, высотой -15см, обшит фланелевой тканью зелёного цвета и представляет собой «грядку». Овощи объёмные, изготовлены в технике вязаной игрушки (из ниток «Мулине») в количестве: редис- 5 шт., огурец- 5 шт., томаты- 4 шт., семена тыквы- 3 шт., луковицы -2 шт., чеснок-1шт., тыква-1 шт. Валики связаны из светло- коричневых шерстяных ниток и наполнены сентипомом. Листья огурцов и томатов вырезаны из зелёного фетра. Дополнением, к огороду, является соломенное чучело.
Пособие можно использовать в различных видах детской деятельности, как в индивидуальной так и подгрупповой работе с детьми.
2. Изучила методическую литературу по экологическому воспитанию дошкольников :
-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя). Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы
-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем). Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май, связанные общей программой.
-Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
-Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
3. Разработала методические рекомендации к дидактическому пособию «Весёлый огород». Обозначила актуальность пособия, и его назначение. Сформулировала цель и задачи. Подобрала картотеку занятий и дидактических игр экологического содержания.
4. Предварительная работа с детьми: чтение «Овощи» Ю. Тувима, показ настольного театра «Репка», рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки», загадывание загадок по теме, рассматривание картины «Натюрморт с овощами» Зинаиды Серебряковой и иллюстраций «Труд людей осенью», беседы «Как я провёл выходные на даче (в деревне)», «Как мы покупали овощи на овощном рынке (в магазине)», «Что любит наш организм?», ходили на экскурсии в огород детского сада, запланировала сюжетно- ролевую игру «Овощной магазин», разучили песню «Есть у нас огород…» и пальчиковую гимнастику «Урожай», провела индивидуальную работу с детьми «Отгадай по описанию», «Что где растёт?», «Кто быстрее соберёт овощи (фрукты)», лепили «Такие разные овощи», выполнили коллективную аппликацию «Корзина с овощами», организовали выставку детских рисунков «Осень урожайная!» (в музыкальном зале).
Провела консультацию для родителей «Польза овощей в питании детей», изготовила ширму «Витамины круглый год!».
5. Материально-техническое обеспечение: дидактическое пособие «Весёлый огород», схемы- алгоритмы ухода за растениями, дидактические игры «Четвёртый лишний», «В саду, или огороде?», «Собери картинку из частей», «Что, где растёт?», «Вершки и корешки», «Что из чего прорастает?», «Что любит наш организм?», дидактический материал «Овощи и фрукты», муляжи овощей и фруктов, трафареты для рисования овощей, пазлы «Урожай собирай и на зиму запасай», альбом с иллюстрациями о труде людей осенью, кукла- сюрприз «Витаминка» (сделана своими руками, картотека художественного материала по теме (стихи, загадки, скороговорки).
Сценарий
Праздник урожая «Весёлый огород!»- для детей среднего возраста (4-5лет)
Воспитатель. Пролетело лето красное, наступила золотая осень. В огороде, на полях, на даче собирают урожай овощей, фруктов. Трудиться веселей с песней.
Воспитатель. Ребята, мы с вами выучили песню «Огородная хороводная», давайте её споём, собирайтесь в хоровод. (звучит «Огородная хороводная» сл. А. Пассовой, муз. Б. Можжевеловой).
В зал входит девочка в костюме Осени и исполняет танец под музыку Н. Римского- Корсакова. Делает поклон и проводится инсценировка «Осень спросим» Е. Благининой.
Дети. Здравствуй осень!
Здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень. Принесла я вам муки!
Дети. Значит, будут пирожки!
Осень. Принесла вам гречки!
Дети. Каша будет в печке!
Осень. Принесла вам овощей!
Дети. И для каши и для щей!
Осень. Рады ли вы грушам?
Дети. Мы их впрок насушим!
Осень. А уж яблоки — что мёд!
Дети. На варенье, на компот!
Осень. Принесла и мёду!
Полную колоду!
Дети. Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Осень. Дождику вы рады?
Дети. Не хотим, не надо! - и бросаются врассыпную.
Выбегает мальчик Дождик в костюме и бежит за детьми.
Дождик. Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт. Тот, кого он поймает, останавливаются, а Осень вместе с детьми считает пойманных.
Воспитатель. Спасибо, Осень, что ты к нам пришла! Спасибо за урожай!
Воспитатель. Вносит куклу Витаминку. Сегодня к нам в гости пришла необычная гостья, она для вас приготовила загадки, сейчас я вам их загадаю, а вы слушайте внимательно и отгадывайте старательно.
*Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
*Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар.
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
*Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
*Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста)
*Без окошек, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
*Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
*Оранжевый нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только оранжевый нос. (Морковь)
*Красный, детки, но не мак,
В огороде – не бурак,
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
Кукла Витаминка. Молодцы! Ребята, вы все загадки отгадали.
Воспитатель обращает внимание на дидактическое пособие «Весёлый огород».
Воспитатель. Ребята, расскажите Витаминке, что за чудо- овощи «Выросли» на нашей Чудо- грядке. Дети подходят, по однаму, выбирают овощ и по схеме его описывают. Осень помогает (если затрудняется ребёнок) и хвалит. Осень. Давайте поиграем
1. «Соберем урожай» Вносятся муляжи овощей, фруктов, корзиночки. Ход игры: В определенных местах зала ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей делят на две команды огородники и садоводы. По сигналу воспитателя команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
2. Динамическая игра «В огороде».
В огороде мы гуляем,
Помидоры собираем.
Помидоры хороши
Наедимся от души Дети, держась за руки, идут по кругу
Сжимают и разжимают пальчики
В огороде мы гуляем,
Огурцы мы собираем.
Огурцы хороши
Наедимся от души. Дети, держась за руки, идут по кругу
Сжимают и разжимают пальчики,
В огороде мы гуляем,
Морковь, тыкву собираем.
Морковь, тыква хороши –
Наедимся от души.
Дети, держась за руки, идут по кругу
Сжимают и разжимают пальчики
Осень. Молодцы, ребята! Вы и песни пели и загадки отгадывали, и про овощи мне рассказали, в игры весело играли. Я вам принесла угощение яблочки из осеннего сода. Прощается, уходит под музыку.
Оценка эффективности. Использование дидактического пособия в работе с детьми среднего дошкольного возраста дало положительный результат. Результаты освоения воспитанниками образовательного материала по экологическому воспитанию отслеживаются при помощи педагогической диагностики.
У детей сформировались ингегративные качества личности ребенка: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
• проявляет любознательность и интерес к изучению природы;
• умеет отличать и называть по внешнему виду овощи (5-6 вида);
• имеет представление о том, что для роста растений нужны земля, вода;
• знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения;
• имеет представление о том, что осенью собирают урожай овощей;
• умеет вести диалог с педагогом (слушает и понимает заданный вопрос);
• понимает обобщающее слово «овощи»;
• умеет описывать предмет с помощью мнемотаблицы «Овощи»;
• имеет элементарные представления о фазах роста тыквы;
• может рассказать о пользе овощей для человека.
Поделилась опытам работы с педагогами на городском методическом объединении, по теме: «Весёлый огород»- авторское дидактическое пособие, как средство развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста» (протокол №1 городского методического объединения секции 2 младших и средних групп от 09.10.2019г. на базе МБДОУ Дс №20 г. Камышин).
Список используемой методической литературы
• Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе: Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп - Москва -1998г.
• Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Пособие для воспитателей и учителей- Минск 1996г.
• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: 4. Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада - М. : Просвещение – 1999г.
• Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»- методическое пособие для воспитателей- Санкт-Петербург 1997г.
• Рабочая программа организации деятельности педагогов с детьми 4-5 лет, средней группы № 5 компенсирующей направленности (разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образованиямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 городского округа-город Камышин).
• Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет -Москва 2010г.