МААМ-картинки

Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников «Весёлый огород»

Любовь Левченко
Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников «Весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. В основной образовательной Программе ДОУ на первый план выделяется развивающая функция дидактической игры.

Публикация «Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников „Весёлый огород“» размещена в разделах

Настоящее дидактическое пособие было изготовлено на основании положения о проведении смотра –конкурса в МБДОУ Д/с №23 городского округа-город Камышин, среди воспитателей, «На лучшую разработку дидактического пособия «Весёлый огород.

Данное дидактическое пособие используется в рамках реализации основной образовательной программы детского сада.

ЦЕЛЬ - знакомить дошкольников с природой, через экологические игры, в ходе которых проявляется экологическая культура, способствовать развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызвать интерес к объектам природы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

• формировать умения различать по внешнему виду овощи и называть их;

• учить понимать обобщающее слово «овощи»;

• дать знания о месте произрастания овощей;

• формировать элементарные представления о том, что осенью созревают многие овощи;

• систематизировать знания о труде людей осень (уборка урожая, заготовка овощей на зиму);

• обогащать представления о пользе овощей для организма;

• учить выделять цвет, форму, величину овощей;

• находить характерные признаки овощей и сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения;

• учить составлять описание предмета с помощью мнемотаблицы «Овощи»;

учить различать понятия: много, один, по одному, ни одного;

формировать умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно и отчетливо на него отвечать.

Развивающие :

развивать интерес к познанию окружающего мира;

развивать важные качества личности ребё нка: внимание, мышление, сообразительность;

развивать умственные и интеллектуальные способности, творчество;

развивать и активизировать словарь детей.

Воспитывающие:

• воспитывать интерес к природе и желание принимать участие в игре;

• воспитывать ответственное отношение к природе и уважение к труду людей выращивающих овощи;

• воспитывать эмоционально- положительное настроение.

Предшествующая работа.

1. Изготовила дидактическое пособие «Весёлый огород» из картонной коробки: длинной -65см, шириной -40см, высотой -15см, обшит фланелевой тканью зелёного цвета и представляет собой «грядку». Овощи объёмные, изготовлены в технике вязаной игрушки (из ниток «Мулине») в количестве: редис- 5 шт., огурец- 5 шт., томаты- 4 шт., семена тыквы- 3 шт., луковицы -2 шт., чеснок-1шт., тыква-1 шт. Валики связаны из светло- коричневых шерстяных ниток и наполнены сентипомом. Листья огурцов и томатов вырезаны из зелёного фетра. Дополнением, к огороду, является соломенное чучело.

Пособие можно использовать в различных видах детской деятельности, как в индивидуальной так и подгрупповой работе с детьми.

2. Изучила методическую литературу по экологическому воспитанию дошкольников :

-Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя). Методическое пособие раскрывает основные аспекты экологического воспитания и образования дошкольников по авторской программе «Войди в природу другом». Представлены подробный тематический план работы, четкая последовательность целей и задач, разнообразные формы и методы работы

-Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем). Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май, связанные общей программой.

-Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

-Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

3. Разработала методические рекомендации к дидактическому пособию «Весёлый огород». Обозначила актуальность пособия, и его назначение. Сформулировала цель и задачи. Подобрала картотеку занятий и дидактических игр экологического содержания.

4. Предварительная работа с детьми: чтение «Овощи» Ю. Тувима, показ настольного театра «Репка», рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки», загадывание загадок по теме, рассматривание картины «Натюрморт с овощами» Зинаиды Серебряковой и иллюстраций «Труд людей осенью», беседы «Как я провёл выходные на даче (в деревне)», «Как мы покупали овощи на овощном рынке (в магазине)», «Что любит наш организм?», ходили на экскурсии в огород детского сада, запланировала сюжетно- ролевую игру «Овощной магазин», разучили песню «Есть у нас огород…» и пальчиковую гимнастику «Урожай», провела индивидуальную работу с детьми «Отгадай по описанию», «Что где растёт?», «Кто быстрее соберёт овощи (фрукты)», лепили «Такие разные овощи», выполнили коллективную аппликацию «Корзина с овощами», организовали выставку детских рисунков «Осень урожайная!» (в музыкальном зале).

Провела консультацию для родителей «Польза овощей в питании детей», изготовила ширму «Витамины круглый год!».

5. Материально-техническое обеспечение: дидактическое пособие «Весёлый огород», схемы- алгоритмы ухода за растениями, дидактические игры «Четвёртый лишний», «В саду, или огороде, «Собери картинку из частей», «Что, где растёт?», «Вершки и корешки», «Что из чего прорастает?», «Что любит наш организм?», дидактический материал «Овощи и фрукты», муляжи овощей и фруктов, трафареты для рисования овощей, пазлы «Урожай собирай и на зиму запасай», альбом с иллюстрациями о труде людей осенью, кукла- сюрприз «Витаминка» (сделана своими руками, картотека художественного материала по теме (стихи, загадки, скороговорки).

Сценарий

Праздник урожая «Весёлый огород- для детей среднего возраста (4-5лет)

Воспитатель. Пролетело лето красное, наступила золотая осень. В огороде, на полях, на даче собирают урожай овощей, фруктов. Трудиться веселей с песней.

Воспитатель. Ребята, мы с вами выучили песню «Огородная хороводная», давайте её споём, собирайтесь в хоровод. (звучит «Огородная хороводная» сл. А. Пассовой, муз. Б. Можжевеловой).

В зал входит девочка в костюме Осени и исполняет танец под музыку Н. Римского- Корсакова. Делает поклон и проводится инсценировка «Осень спросим» Е. Благининой.

Дети. Здравствуй осень!

Здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки!

Дети. Значит, будут пирожки!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети. Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей!

Дети. И для каши и для щей!

Осень. Рады ли вы грушам?

Дети. Мы их впрок насушим!

Осень. А уж яблоки — что мёд!

Дети. На варенье, на компот!

Осень. Принесла и мёду!

Полную колоду!

Дети. Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети. Не хотим, не надо! - и бросаются врассыпную.

Выбегает мальчик Дождик в костюме и бежит за детьми.

Дождик. Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт. Тот, кого он поймает, останавливаются, а Осень вместе с детьми считает пойманных.

Воспитатель. Спасибо, Осень, что ты к нам пришла! Спасибо за урожай!

Воспитатель. Вносит куклу Витаминку. Сегодня к нам в гости пришла необычная гостья, она для вас приготовила загадки, сейчас я вам их загадаю, а вы слушайте внимательно и отгадывайте старательно.

*Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

*Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостиком, да не мышь. (Репа)

*Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка)

*Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста)

*Без окошек, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

*Золотая голова велика, тяжела,

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

*Оранжевый нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только оранжевый нос. (Морковь)

*Красный, детки, но не мак,

В огороде – не бурак,

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

Кукла Витаминка. Молодцы! Ребята, вы все загадки отгадали.

Воспитатель обращает внимание на дидактическое пособие «Весёлый огород».

Воспитатель. Ребята, расскажите Витаминке, что за чудо- овощи «Выросли» на нашей Чудо- грядке. Дети подходят, по однаму, выбирают овощ и по схеме его описывают. Осень помогает (если затрудняется ребёнок) и хвалит. Осень. Давайте поиграем

1. «Соберем урожай» Вносятся муляжи овощей, фруктов, корзиночки. Ход игры: В определенных местах зала ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей делят на две команды огородники и садоводы. По сигналу воспитателя команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

2. Динамическая игра «В огороде».

В огороде мы гуляем,

Помидоры собираем.

Помидоры хороши

Наедимся от души Дети, держась за руки, идут по кругу

Сжимают и разжимают пальчики

В огороде мы гуляем,

Огурцы мы собираем.

Огурцы хороши

Наедимся от души. Дети, держась за руки, идут по кругу

Сжимают и разжимают пальчики,

В огороде мы гуляем,

Морковь, тыкву собираем.

Морковь, тыква хороши –

Наедимся от души.

Дети, держась за руки, идут по кругу

Сжимают и разжимают пальчики

Осень. Молодцы, ребята! Вы и песни пели и загадки отгадывали, и про овощи мне рассказали, в игры весело играли. Я вам принесла угощение яблочки из осеннего сода. Прощается, уходит под музыку.

Оценка эффективности. Использование дидактического пособия в работе с детьми среднего дошкольного возраста дало положительный результат. Результаты освоения воспитанниками образовательного материала по экологическому воспитанию отслеживаются при помощи педагогической диагностики.

У детей сформировались ингегративные качества личности ребенка: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.

• проявляет любознательность и интерес к изучению природы;

• умеет отличать и называть по внешнему виду овощи (5-6 вида);

• имеет представление о том, что для роста растений нужны земля, вода;

• знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения;

• имеет представление о том, что осенью собирают урожай овощей;

• умеет вести диалог с педагогом (слушает и понимает заданный вопрос);

• понимает обобщающее слово «овощи»;

• умеет описывать предмет с помощью мнемотаблицы «Овощи»;

• имеет элементарные представления о фазах роста тыквы;

• может рассказать о пользе овощей для человека.

Поделилась опытам работы с педагогами на городском методическом объединении, по теме: «Весёлый огород»- авторское дидактическое пособие, как средство развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста» (протокол №1 городского методического объединения секции 2 младших и средних групп от 09.10.2019г. на базе МБДОУ Дс №20 г. Камышин).

Список используемой методической литературы

• Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе: Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп - Москва -1998г.

• Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Пособие для воспитателей и учителей- Минск 1996г.

• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: 4. Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада - М. : Просвещение – 1999г.

• Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»- методическое пособие для воспитателей- Санкт-Петербург 1997г.

• Рабочая программа организации деятельности педагогов с детьми 4-5 лет, средней группы № 5 компенсирующей направленности (разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образованиямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 23 городского округа-город Камышин).

• Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет -Москва 2010г.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки»Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки» Цель: Развивать ритмический слух дошкольников. Знакомить с понятиями : долгий и короткий звук. Описание пособия: доска - 45х25 см. (можно.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Дидактическое пособие «Собери букет» для сенсорного развития дошкольников с использованием пуговиц и камешков МарблсДидактическое пособие «Собери букет» для сенсорного развития дошкольников с использованием пуговиц и камешков Марблс Изготовление данного пособия будет интересно для педагогов для работы с детьми дошкольного возраста и может быть использована в самостоятельной.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Нестандартное дидактическое пособие «Крышкоград» для развития сенсомоторики младших дошкольниковНестандартное дидактическое пособие «Крышкоград» для развития сенсомоторики младших дошкольников Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами в своих дальнейших публикациях наработками по развитию сенсомоторики у детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников «Весёлый огород»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 16:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическое пособие как средство развития экологической активности у дошкольников «Весёлый огород»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Левченко (УИ 2012589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД