МААМ-картинки

Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения

Соня Псардиева
Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения

Введение.

Н. К. Крупская была выдающимся педагогом. Ее педагогическая система была построена на творческом развитии и обогащении знаниями. С первых дней Советской власти сама жизнь подвинула насущные задачи воспитания детей, привлечения их к посильному участию в деле строительства нового общества. Исключительно благоприятные условия для этого могла создать массовая детская организация. Н. К. Крупская явилась одним из зачинателей пионерского движения в нашей стране. Пионерская организация считается первой школой коммунистического воспитания, в ней миллионы советских детей и подростков приблизились к общественной жизни. Надежда Константиновна принимала непосредственное участие в пропаганде и осуществлении решений Коммунистической партии по вопросам пионерской работы, она способствовала развертыванию деятельности юных пионеров в городе и деревне, разъясняла цели и задачи пионерской организации, активно помогала углублять содержание, совершенствовать формы и методы ее работы. С особым вниманием Н. К. Крупская относилась к разработке теоретических основ деятельности детских и юношеских организаций. В брошюре «РКСМ и бой скаутизм» показала позитивные стороны методики скаутизма и возможности ее использования детскими коммунистическими группами.

Публикация «Вклад Н, К, Крупской в развитие теории и практики детского движения» размещена в разделах

1. Содержание работы с пионерами.

Н. К. Крупская выдвигала важнейшие задачи пионер организации и вожатых – расширение кругозора пионеров, обогащение их новыми полезными знаниями, умениями и навыками. Работа в пионерской организации должна развивать любознательность у пионеров, помогать связывать учение с жизнью, повышать интерес пионеров к школьным занятиям. Она рекомендовала учить пионеров самим различать, что плохо, что хорошо с точки зрения коммунистической нравственности. Очень большое место в работе с пионерами Н. К. Крупская отводила выработке у ребят навыков общественника – коллективиста, организаторских навыков самодеятельности и инициативности. Она неоднократно напоминала вожатым о том, что надо учить пионеров работать коллективе, быть хорошими товарищами, добиваться, чтобы всем было хорошо, заботиться об улучшении «всей окружающей среды».

Работа вожатого с пионерами должна способствовать воспитанию их в духе дружбы народов, в духе пролетарского интернационализма. Необходимым условием успешной работы вожатого является воспитание у пионеров сознательной, добровольной, «внутренней» дисциплины, которая позволила бы пионерскому отряду целенаправленно и эффективно строить свою коллективную деятельность.

Н. К. Крупская прекрасно понимала, что привлечение пионеров и школьников к посильному труду, развитие у ребят интереса к технике определит собой весьма важную сторону содержания работы пионерского вожатого, нацеливает его на решение чрезвычайно актуальной в настоящее время задачи воспитания подрастающего поколения в труде: «Необходимо, чтобы каждая школьная организация выходила за пределы школы. Важно дать ребятам целый ряд широчайших и глубочайших переживаний не только в пределах школы. Важно спаять их и дать им возможность почувствовать солидарность с рабочими. Поэтому вовлечение ребят в коллективную работу, вроде субботников на фабриках и заводах, совместный труд ребят с рабочей массой – а труд больше всего сближает людей – все это будет иметь колоссальное значение в смысле воспитания в ребенке общественной инициативы».

В ряде своих статей и выступлений Н. К. Крупская подробно останавливается на вопросе о том, каким требованиям должен отвечать вожатый, что он должен знать и уметь. Положение пионерского вожатого амо по себе обеспечивает ему руководящую роль среди пионеров. Кроме того вожатый по возрасту близок к пионерам и в силу этого является для них «естественным авторитетом». Однако этого может быть недостаточно. «…Вожатый должен быть авторитетом не только потому, что его поставили вожатым, а потому, что он помогает ребятам лучше осознать, лучше разобраться в окружающем».

2. Организация, формы и методы работы с пионерами.

Рассматривая вопросы организации работы вожатого с юными пионерами. Надежда Константиновна совершенно справедливо подчеркивала, что пионерский вожатый сумеет добиться успеха в работе лишь при условии, если он будет хорошо и всесторонне знать каждого из пионеров своего отряда, иметь представление об условиях, в которых они живут. Только тогда он сможет учитывать и подходить к ним, будет знать, какое задание кому дать, как каждого пионера привить к активному участию в коллективной работе отряда.

Важным принципом деятельности пионерского вожатого является «уважение ребят», их человеческого достоинства. Однако «уважать ребят не значит им потворствовать, идти у них на поводу, - писала Н. К. Крупская. – Ребята очень наблюдательны, и если они увидят, что воспитатель не умеет настойчиво, последовательно проводить свои требования, готов на многое смотреть сквозь пальцы, заискивает перед ними, ищет популярности, - конец всякой дисциплине». Таким образом, Надежда Константиновна считала, необходимым строить работу с пионерами, сочетая уважение к ним с высокой требовательностью.

Чтобы организовать плодотворную работу пионерского отряда, вожатому необходимо постоянно и широко опираться на самих пионеров, на их самодеятельность и инициативу. «Один в поле не воин», - любила повторять Н. К. Крупская, точно так же и вожатый один не в состоянии наладить пионерскую работу в отряде. Кроме того, ему следует помнить, что пионерская организация – это самодеятельная организация ребят, и вожатый призван не командовать, а активизировать пионеров, увлекать их интересными и полезными делами.

Надежда Константиновна неоднократно предостерегала вожатых от попыток все делать «собственными руками и ногами», пионервожатый должен из наиболее активных, сознательных, передовых ребят подобрать актив, который помогал бы ему с отрядом. Вместе тем важно, чтобы этот актив не был противопоставлен остальным пионерам, чтобы пионеры – активисты составляли ядро, авангард, увлекающий за собой весь пионерский отряд.

Организуя, направляя работу пионеров, вожатый должен помнить, что основной целью пионерской организации является формирование у пионеров ценных качеств человека, выработка необходимых навыков поведения и труда. Но это возможно лишь в процессе практической деятельности, в результате активного участия пионеров в коллективном труде на общую пользу – «Важно, конечно, чтобы навыки по труду давались не в индивидуальном соревновании, а в дружной совместной, коллективной работе, и, давая навыки, надо давать умение работать сообща». Н. К. Крупская указывала, что гораздо проще организовать коллективную работу пионеров в звене, в маленьком коллективе ребятам легче работать, там они проявляют свою инициатив, в звене лучше развивается самодеятельность. По мере приобретения пионерами навыков общественника – коллективиста их следует привлекать к участию в работе более крупных коллективов. Надежда Константиновна подчеркивала необходимость приучения пионеров к повседневной черновой работе, говорила о том, что способность к героическим поступкам воспитывается в будничном труде.

Стремясь помочь вожатым в выборе посильной общественно полезной работы для пионеров Н. К. Крупская рекомендовала разнообразные практические дела, способные увлечь ребят и принести большую воспитательную пользу. Она советовала привлекать пионеров к работе по благоустройству школьного двора, своей улицы, села, поселка, к борьбе за чистоту, призывала их заботиться о малышах, помогать колхозникам в уборке урожая, собирать лекарственные растения, оказывать помощь библиотекам в их работе и т. д. Все эти и другие им подобные дела приучают пионеров чувствовать себя активными участниками общественной жизни способствуют воспитанию у них ценных качеств будущих строителей коммунизма.

Надежда Константиновна требовала, чтобы пионерам разъясняли значение выполняемой ими общественно полезной работы, чтобы пионеры действовали сознательно. Вожатые не приказывают, а предназначены советовать пионерам, стараясь заинтересовать их, увлечь нужной работой. Она говорила о том, что надо организовать работу «таким образом, чтобы только показать ребятам, познакомить ребят с тем, что можно делать, как нужно делать, показать, как это делается, а потом они уже сами разберутся и сами нащупают, что им надо делать».

Допуская применение метода заданий в работе с пионерами, Н. К. Крупская считала необходимым, чтобы задания были конкретными, посильными, интересны для ребят, призывая разнообразить задания, предоставлять пионерам возможность выбора. Эти ее мысли получили свое отображение в методических рекомендациях программы «Ориентир» и десяти маршрутов Всесоюзного марша пионерских отрядов «Всегда готов!»

Важнейшим условием воспитательной эффективности общественно полезного труда пионеров является его коллективный характер, участие в работе всех пионеров. Надежда Константиновна указывала, что совместная дружная работа взаимопомощь, коллективные переживания, общие успехи, достижения, ка ничто другое, укрепляют пионерский коллектив, тем самым обеспечивая повышение его роли в коммунистическом воспитании пионеров. Этому же способствует умелое внесение в пионерскую работу элементов соревнования романтики.

Широко пропагандируя среди вожатых огромное воспитательное значение общественно полезной работы пионеров Н. К. Крупская вместе с тем обращала внимание на важность ее правильной организации, необходимость сочетания индивидуальных интересов с общими целями, предупреждала о том, что нельзя перегружать пионеров этой работой. Она подчеркивала, что общественная работа пионеров и школьников должна не мешать, а помогать учению, должна служить средством их коммунистического воспитания.

В целях организации коллективной деятельности пионеров Н. К. Крупская рекомендовала вожатым использовать самые разнообразные формы работы, заботясь том, чтобы эти формы соответствовали содержанию, были яркими, красочными, способствовали успешному решению воспитательных и образовательных задач. Она настойчиво призывала всемирно бороться с шаблоном, сухостью, формализмом в пионерской работе. – «Мне кажется, что слишком много еще у нас шаблона и в играх, которые приводятся ребятами, и в занятиях. Здесь важен не формальный подход, а именно тот интерес, который должен пробуждаться у ребят».

Надежда Константиновна требовала, чтобы пионерские сборы были содержательными, интересными, чтобы они помогали развитию ребят, оказывали на них эмоциональное воздействие. Надо проводить сбор так, - говорила она, - чтобы в эти сборы входило и пение и рассказы, чтобы все это было обставлено достаточно ярко, так, чтобы это привлекало и захватывало ребят».

Серьезное внимание Н. К. Крупская уделяла детским кружкам как одной из форм организации коллективной работы пионеров, подчеркивала их роль в выработке из ребят умения сообща работать. В специальной статье «О работе деткружков» она писала: «…Необходимо, чтобы детский и подростковый кружок стал бытовым явлением. Важно чтобы ребята с ранних лет втягивались в кружковую работу, вносили в нее свою инициативу, своей почин, свое увлечение» Надежда Константиновна призывала создавать самые разнообразные кружки, требовала больше детской самодеятельности в кружковой работе.

Н. К. Крупская указывала на необходимость того, чтобы вожатый в процессе работы с пионерами обучал их всему полезному, что он сам знает и умеет. Однако все знать невозможно, привлекать к работе с пионерами рабочих, колхозников, учителей – всех тех взрослых, которые могут чему-либо научить ребят, вооружить их нужными знаниями и умениями.

Большое место в деятельности пионерской организации Надежда Константиновна отводила игре, подчеркивала ее важную роль в воспитании подрастающего поколения, отмечала, что игра является потребностью растущего детского организма. Н. К. Крупская справедливо утверждала, что игра – одно из важнейших средств развития организаторских навыков у детей. Особенно ценила она коллективные игры, в процессе которых воспитываются коллективисты, «вырабатываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других». Советовала она также почаще проводить физкультурные, спортивные игры, способствующие физическому развитию ребят, укреплению их здоровья.

Н. К. Крупская призывала вожатых разъяснять пионерам огромную роль книги в жизни человека, приучать их к систематическому чтению, вовлекать в библиотеки, прививать ребятам любовь к книге, умение пользоваться ею. Она рекомендовала устраивать в отряде коллективные чтения газет и книг, их обсуждение, привлекать пионеров к работе в помощь библиотеке по популяризации книг среди читателей.

Надежда Константиновна считала важной задачей пионервожатого знакомить ребят с искусством, прививать им любовь к искусству, рекомендовала для этой цели создавать художественные и другие кружки, устраивать музыкальные вечера, организовывать хоровое пение, практиковать коллективное исполнение хороших песен.

Говоря о важности повседневной работы с пионерами, Н. К. Крупская призывала вожатых стремиться к тому, чтобы охватить своим влиянием всю внешкольную жизнь детей, но вместе с тем предостерегала их от мелочной опеки, «нажима» на ребят, она настойчиво подчеркивала необходимость всемерно развивать самодеятельность, активность и инициативу пионеров поощрять всякое их интересное и нужное начинание, полезный почин.

Надежда Константиновна решительно возражала против увлечения всевозможными наказаниями, «исключениями», она считала, что долг вожатого и пионер организации – перевоспитывать недисциплинированных пионеров, призывала пионервожатых проявлять большую чуткость в работе с ребятами.

3. Школа и пионеродвижение.

Для успешного сотрудничества вожатому и учителю необходимо знать конкретные задачи и характер работы друг друга. Н. К. Крупская требовала, чтобы учителя основательно знакомились с пионердвижением, содержанием и формами работы юных пионеров, отчетливо представляли себе основные задачи и принципы деятельности пионерской организации. Она рекомендовала уделять серьезное внимание ознакомлению учителей с детским движением в предтехникумах, на курсах в педагогических вузах, причем не только теоретически, но и на практике, указывала на большое значение этой работы для повышения педагогической квалификации учительства. – «Молодежь часто, благодаря тому, что она растет совершенно в других условиях, инстинктивно находит верные подходы к той или иной работе и тут совместная работа учительства с молодежью особенно важна». Со своей стороны и пионервожатые должны быть в курсе работы школы, иметь представление о том, чем и как занимаются в школе ребята.

Учитель, имел специальное педагогическое образование и опыт работы с детьми, является первым советником вожатого, его старшим товарищем и другом, с ним общими стремлениями подготовить из своих воспитанников активных организаторов работы с пионерами. «…Задача учителя – помочь вожатому наладить возможно глубже, целесообразнее свою работу. Учительство быстро поднимается и растет, вооружается для строительства новой школы необходимыми знаниями, проникается идеологией пролетариата, а параллельно с этим из недр рабочего класса вырастает пионердвижение, качественно изменяющее тот детский материал, над которым приходится работать учителю. Это с одной стороны, облегчает его задачу, с другой – требует от него дальнейшей работы над собой».

В распоряжении учителя (классного руководителя) имеется немало возможностей для оказания действенной помощи пионервожатому в его работе. Учитель должен помогать вожатому в изучении пионеров, из возрастных и индивидуальных особенностей, в приобретении педагогических и других знаний, содействовать укреплению его авторитета среди пионеров, знакомить вожатого с учебными программами класса, состоянием успеваемости и дисциплины, показывать ему личный пример, работы с ребятами.

В свою очередь пионервожатый может и должен оказывать весьма разнообразную и ценную помощь школе, учителю, классному руководителю. Одной из важных задач пионервожатого Надежда Константиновна считала разъяснение пионерам значения школы, учения. Она писала: «Пионер руководитель должен участвовать в работе школы, проводя с пионерами в отряде беседы, поднимающие их активность и интерес к школьным занятиям».

Необходимо, чтобы вожатый в процессе работы с пионерами способствовал лучшему уяснению ими важных в смысле идейно- -политического воспитания вопросов, которые рассматриваются учителем на уроках (например, вопросы международного рабочего движения, вопросы о братстве трудящихся всех стран и т. д.).

Вожатые должны содействовать учителям в организации различных экскурсий пионеров и школьников, в организации изучения с ними своего края его прошлого, должны оказывать педагогам всевозможную посильную помощь в целях повышения эффективности работы по воспитанию подрастающего поколения. «Советская школа, как и движение, стремиться подготовить его к разрешению тех задач, которые поставила перед нами история. Школа учит ребят, как знания, добытые человечеством применять к делу, тесно увязывать теорию с практикой».

Большое значение дружной совместной работы пионервожатого и учителя по воспитанию пионеров и школьников Н. К. Крупская видела еще и в том, что такое сотрудничество является действительным средством подготовки из среды вожатых резерва новых учительских кадров, способных успешно готовить молодое поколение к жизни и труду.

Вывод.

Статьи и выступления Н. К. Крупской посвященные пионердвижению, рабте пионервожатого с пионерами, взаимоотношением вожатого и учителя содержат ценные указания по работе с детьми. Хотя с фактической стороны материалы устарели, они, несомненно, представляют большой интерес и для современного читателя. Надежда Константиновна, как правило рассматривает весьма широкий круг вопросов, среди которых есть рекомендации, которые с успехом могут быть использованы современниками в деятельности дестко-юношестких и молодежных объединениях, т. к. и в наши дни актуальны важнейшие принципы построения пионерской организации:

1. пионеры проявляют себя в творчестве;

2. в общественно полезном труде;

3. в общественной активности;

4. стремятся изменить жизнь к лучшему;

5. создают атмосферу романтики, игры, симулируют эмоциональную сферу их деятельности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития»Опыт работы «Как научить ребенка любить природу. Мой вклад в распространение идей устойчивого развития» Выступление на Межрегиональной научно-практической экологической конференции «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье.

Идея педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Авторская идея моей педагогической практики «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» воспитатель 1 категории МАДОУ д.

Формирование и развитие общей, мелкой моторики и основных двигательных функций с использованием теории Н. Бернштейна Формирование и развитие общей, мелкой моторики и основных двигательных функций «особенных» детей с использованием теории Н. А. Бернштейна.

Фотоотчет «Комнатные растения, от теории к практике»Фотоотчет «Комнатные растения, от теории к практике» Цели: учить называть растения и основные его части, правильно ухаживать за растениями. Задачи: Расширять знания о комнатных растениях.

Консультация «Методы коррекции дизартрии в современной теории и практике логопедии» Логопедическая работа с детьми страдающими дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов.

Методическое объединение. Эффективные методики преподавания на уроках английского языка. От теории к практике На сегодняшний день происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения,.

Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства Карл Черни - крупнейший педагог и выдающийся мастер фортепианного этюда. Он родился в семье чешского музыканта. Первым его учителем был.

Психологические теории эмоций Психологические теории эмоций Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На.

Реферат «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Реферат Тема: «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Аржановой Елены Михайловны воспитателя.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вклад Н. К. Крупской в развитие теории и практики детского движения
Опубликовано: 1 марта 2019 в 14:04
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД