Приложение МААМ

«Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста». Сообщение к педагогическому совету

Анжелина Геращенко
«Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста». Сообщение к педагогическому совету
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста»

(Сообщение к педагогическому совету)

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека, максимально благоприятный для активного усвоения, развития и становления связной, фонетической, лексической и грамматической речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

Публикация «„Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста“, Сообщение к педагогическому совету» размещена в разделах

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Музыка считается наиболее доступным видом искусства даже для самых маленьких детей, еще не способных воспринимать литературу, живопись и другие виды искусств. Понимая роль музыки в развитии речи на ранних этапах онтогенеза, В. М. Бехтерев рекомендует «использовать ее для стимуляции речевого развития маленького ребенка» (В. М. Бехтерев, 1997). Воздействуя на слуховую сферу, музыка обогащает сенсорный опыт; на основе сформированного неречевого слуха получает возможность развития и слух речевой. Существует мнение, что музыкальные впечатления в раннем возрасте сопоставимы по важности с речевой средой (Е. З. Яхнина, 2003).

Развитие речи на музыкальном занятии возможно через любой вид музыкальной деятельности.

Ведущим видом деятельности на музыкальном занятии с детьми любого возраста является восприятие музыки. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует,

то есть является первым этапом мыслительного процесса. Дети, прослушав музыку, подбирают термины, характеризующую эту музыку по настроению (радостная, светлая, торжественная, волнительная, отвечают на вопросы: какие чувства вызывает музыка? Какая это музыка- оркестровая или симфоническая? Какой образ рисует музыка? Очень часто приходится сталкиваться со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка, «Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности). Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи, в том числе и разнообразными эпитетами.

Большое значение для развития образной связной речи воспитанников имеет применение в работе различных методов и приемов.

Основные методы – наглядный, словесный и практический.

С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудиозаписи.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность -это пейзажные, сюжетные картины, портреты, иллюстрации, игрушки. Применяется для того, чтобы уточнить, конкретизировать впечатления детей, разбудить их воображение, фантазию, проиллюстрировать незнакомые им явления, образы. Зрительная наглядность всегда сочетается со слуховой, помогает слуховому восприятию.

Своеобразие мышления ребенка отражается на особенностях его речи. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи отсутствуют. Связь «потому что» заменяется у ребенка союзом «и». Расположение явлений по их связям и причинной зависимости заменяются примитивным соединением отдельных признаков друг с другом. Помочь ребенку установить причинно-следственные связи и выразить их связной речью, призваны проблемные ситуации. Например, ставится задача перед детьми: выбрать одну из двух, трех иллюстраций или сенсорных карточек (младшие группы, соответствующую изобразительному или эмоционально-образному содержанию музыки. Наводящими вопросами можно помочь ребенку обосновать свой выбор, и дети начинают использовать в речи слова «потому что». Так с помощью педагога ребенок устанавливает причинно-следственные связи, речь его становится связной, ответ более полным и интересным.

Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. К словесным приемам относятся речевой образец, повторение, объяснение, указание, оценка, вопрос. Особенность словесного метода в применении к музыкальному воспитанию дошкольников – не бытовая, а образная речь. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.

Характеристики музыки : веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении.

Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества без которых не обойтись. В связи с этим, необходимо использовать «словарь эстетических эмоций», в который включены примерные группы терминов-синонимов. Например, бодрая - четкая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, смелая, храбрая, уверенная, сильная, военная. От слов-образов к словам качествам. Например, шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически, забавно, шутовски, легкомысленно, шаловливо, ребячась. Таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо, затаенно, странно. Торжественно - радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, роскошно, жизнерадостно, пышно.

Кроме более широкого использования прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов, причем в разных временах и с разными приставками. Описывая листопад, (П. Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень», дети употребляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей дети чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мелькают» - значительно повысило бы образность речи.

Для активизации внимания детей при восприятии музыки можно использовать следующий прием: сознательно неправильно педагог характеризует музыку, давая возможность детям опровергнуть эти высказывания (в старших группах).

Практический метод позволяет выразить свое отношение к музыке в движении, в музицировании на детских музыкальных инструментах (Сен-Санс «Карнавал животных»). В результате дети яснее, глубже вслушиваются в музыку, различают в ней и характер, и изобразительные моменты, и наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Можно предложить детям нарисовать музыку. Ребенок рисует не столько музыку во время ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие. Связь с русской природой, например, в музыке П. Чайковского очень велика, настроение в природе, прошедшее через душу композитора, доступно и понятно детям.

Детям проще рассказать о рисунке, чем о музыке, и высказываются они о своих рисунках более охотно. Но именно через рисунок и происходит осмысление музыкального образа. На нарисованную музыку дети всегда радостно откликаются и узнают, даже через большой промежуток времени.

Такой практический метод также помогает обогащению и развитию речи детей на музыкальных занятиях.

Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов, положительно развиваются все компоненты устной речи детей.

Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. Пение очень полезно для детей, которые имеют речевые нарушения, поскольку оно развивает дыхание, артикуляцию, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению произношения. Также известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокал сам по себе – уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

Занятия пением обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка, например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам».

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке, «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.)

Известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводятся специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева.

Эти упражнения используются и для развития чувства ритма, для этого выдох и вдох необходимо выполнять на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины ( например: игра «Кто кричит, что звучит»). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Систематическое использование развивающих игр с голосом позволяет почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой, играют с ним.

В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования используются так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков музыкальным сопровождением и без него).

В работе с детьми дошкольного возраста большое место занимает художественное поэтическое слово. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы, которые доставляют им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, песенки, которые благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например, «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д. Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией.

Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, гортани, развивается дыхание.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, следует начинать разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение для умения вызывать у себя кроющиеся за словом представления. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней именно на них фиксируется внимание педагога. На первый план здесь выходит пример взрослого: координация движений речевых органов — губ, языка, голосовых связок, владение правильным дыханием, чёткой дикцией.

Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека». Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Таким образом, через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии! В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию.

Пение издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить. Старательно пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

Таким образом, благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно, а систематические и целенаправленные занятия музыкой в детском саду способствуют успешному развитию детей как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Литература.

1. Бехтерев В. М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства».

2. Ватнова А. Д. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников».

3. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду».

4. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду».

5. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса».

6. Кабалевский Д. Б. «Воспитание ума и сердца».

7. Метлов Н. А. «Музыка детям».

8. Михайлова М. А. «Поем, играем, танцуем в доме и в саду».

9. Орлова Т. М. «Учите детей петь».

10. Рокитянская Т. А. «Воспитание звуком».

11. Стрельникова А. Н. «Дыхательная гимнастика».

12. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».

13. Праслова Г. А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста в детском саду».

14. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.

15. Волкова. Г. А. Логопедическая ритмика.

16. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.

Публикации по теме:

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей дошкольного возраста “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Этот вывод не случаен. Действительно,.

Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста». Актуальность.

Доклад к педагогическому совету «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста» Кажется, еще вчера ребенок делал свои первые шаги. Время летит не заметно, и вот пришло время малышу идти в детский сад. Очень важно, для.

Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие:.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» 1 слайдНа сегодняшний день тема «Влияние фольклора на развитие речи детей» очень актуальна. В то время, как развивается наука, народный.

Презентация «Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы) Я работаю на группе с детьми раннего возраста пятнадцать лет. Хочу поделиться с Вами своим опытом. Дети второго года жизни радуются пению,.

Влияние органов чувств на развитие речи детей дошкольного возраста Ребенок рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, подобно чистой доске (Tabula rasa, его ресурс знаний полностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста». Сообщение к педагогическому совету
Опубликовано: 3 марта 2018 в 12:20
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста». Сообщение к педагогическому совету» (включая файлы) размещена пользователем Анжелина Геращенко (УИ 178832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД