Надежда Поликарпова
Влияние восприятия на креативность мышления и творческий потенциал
▼ Скачать + Заказать документы
Тема восприятия является актуальной для дошкольной педагогики. Восприятие (наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением) входит в совокупность психических процессов человека. Восприятие формы, цвета, размеров предметов имеет очень важное значение в дошкольном возрасте; от развития восприятия дошкольника во многом зависит развитие других его психических процессов; поэтому развитию восприятия детей в дошкольных учреждениях придается очень большое значение. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. В результате практического манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, ребенок обучается воспринимать и оценивать формы. И это лишь немногое из того, что он должен научиться воспринимать в дошкольном возрасте. Для этого в процессе приобщения к миру красоты используются определенные ассоциации.
Публикация «Влияние восприятия на креативность мышления и творческий потенциал» размещена в разделах
Ребенок познает мир с помощью когнитивных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях (приложение 1).
Возникает логичный вопрос: "Что же такое ассоциации?" Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого. Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово "зима" вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин "ассоциация" в науке.
Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание - различные представления и образы (приложение 2). Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:
1. У ребенка развивается воображение.
2. Малыш уже в дошкольном возрасте может продуцировать необычные идеи.
3. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.
Ассоциативное мышление у детей можно и нужно развивать. При благоприятных условиях: постоянном труде педагога и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных, ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание. Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить ребенка со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы", называть и различать. Видеть не просто цветок, возможность творческого, то есть креативного отображения его в рассказе, рисунке, модели (приложение 3).
Для детей дошкольного и школьного возраста существуют различные упражнения. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиск последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.
Огромное значение для развития восприятия играет изобразительная деятельность дошкольника. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них ассоциативный интерес.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы (приложения 4, 5).
Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации.
Объект исследования - процесс развития восприятия дошкольников.
Предмет исследования - развитие восприятия дошкольников в ходе изобразительной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность.
1. Дать характеристику восприятия как психического процесса.
2. Охарактеризовать восприятие детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать изобразительную деятельность как фактор развития восприятия дошкольников.
4. Провести диагностику уровня развития восприятия дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что включение в занятия по изобразительному искусству упражнений, направленных на развитие восприятия, будет способствовать улучшению восприятия цвета, формы, частей и целого предметов, сюжета и образа рисунков у детей дошкольного возраста на примере подготовительной группы «Улыбка» АОУ № 26 города Долгопрудного (приложение 6).
Художественно-эстетическое развитие в рамках образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: развитие творческого потенциала ребенка; развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; развитие самостоятельности и творческой активности; расширение тематики детских работ, поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные явления, а также явления природы и яркие события общественной жизни; осмысление взаимосвязей между объектами как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности; содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве.
Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения к окружающей действительности каждого ребенка.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами (приложение 7).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; опыт художественно-творческой деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность возникает у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.
Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами — развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности.
Включение в образовательный процесс «серьёзного искусства». Создание художественно-эстетической среды, которая предполагает обращение к произведениям изобразительного искусства высокого уровня и дизайна всех помещений детского сада. Кроме того, это сложные по содержанию виды художественной деятельности, осваиваемые детьми (модульные композиции, постановки, декорирование т. д.).
Успешность в овладении художественно-эстетической деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребенку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов.
Например, прежде чем приступить к моделированию в кружке оригами «Чудесные превращения бумажного листа», необходимо дать почувствовать детям свойства бумаги (имеется презентация). Для этого проводятся различные эксперименты, сравнения бумаги по свойствам, фактуре, цвету, толщине и т. д. Кроме классического оригами с прямыми линиями сгиба используем и модульное оригами.
Оригами благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения (приложение 8).
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки (приложение 8 «Мастер-класс на празднике города», презентация).
На основе интегрированного подхода можно определить путь художественно-эстетического развития и творческой одаренности у детей дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами различных видов искусства и опыта конструирования через включение художественного опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру, к созданию творческого продукта.
Общая характеристика восприятия дошкольниками окружающего мира на основе художественно-эстетического направления общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Назначение и функции программы. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», по которой работает АОУ №26 детский сад «НЕЗАБУДКА»
г. Долгопрудный, (далее — Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Пространство группы организованы в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей (приложение 9).
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса (приложение 10).
В качестве таких центров развития имеются:
• уголок для ролевых игр (приложение 10);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.) (приложение 11);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
Далее рассмотрим подробнее направление «художественно-эстетического развития».
Приоритетное направление АОУ детский сад «Незабудка» : художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Художественное творчество»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский
Задачи направления:
Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.
Данное направление осуществляется с детьми от двух до семи лет. «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
Рисование. Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов (приложение 12);
Лепка. Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами (приложение 13);
Аппликация. Знакомство с приемами работы с целью создания выразительных образов (презентация).
Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.
Развитие интереса к действиям с карандашами, спец. фломастерами, кистью, красками, пластилином.
Содействие возникновению чувства радости от самостоятельно нарисованного, от выполненной своими руками творческой поделки.
Развитие интереса детей к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия.
Развитие эстетического восприятия. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.
Работа в направлении художественно-эстетического развития нацелена на полноценное психическое развитие детей, на развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия (презентация).
Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию с игровым строительным материалом в младших и средней группах, в старшей и подготовительной группах к этому добавляется работа с бумагой (аппликация и оригами) и природными материалами, основными задачами обучения которому являются развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:
1. специально организованное обучение;
2. совместная деятельность педагогов и детей;
3. самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание рукописных книг,
• участие в конкурсах детского изобразительного творчества;
В детском саду организована работа дополнительных услуг художественно - эстетической направленности. В частности, в подготовительной группе «Улыбка» ведется кружок «Чудесные превращения бумажного листа» под руководством воспитателя Поликарповой Н. П. и кружок «Занятия по живописи».
Требования к качеству направления «Художественно-эстетическое развитие» это:
Актуальность – направление ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционного процесса детского сада.
Рациональность – в направлении определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность – направление призвано обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т. е. между целями программы и средствами их достижения.
Целостность – наличие в направлении всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
Контролируемость – в направлении определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.
Построение направления «Художественно-эстетическое развитие» основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. (Приложение – презентация)
В каждом возрастном блоке есть планируемые промежуточные результаты освоения направления. А также есть итоговые результаты освоения направления.