Елена Баранкина
Развивающийся потенциал полифункциональных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- полифункциональной,
- трансформируемой,
- вариативной,
- доступной и безопасной.
Рассмотрим понятие полифункциональности. В условиях детского сада это, прежде всего, игрушки и пособия.
Полифункциональность - от греч. polu - много и лат. funсtio - исполнение, осуществление, деятельность.
По ФГОС ДО полифункциональность материалов должна включать :
Публикация «Развивающийся потенциал полифункциональных материалов» размещена в разделах
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре
.
Давайте вспомним свое детство, когда играя на улице в магазин, мы продавали камушки, листики, стекляшки палочки и т. д. Деньгами были простейшие листочки. При этом у детей развивалось мышление, фантазия, воображение. У современных детей очень много игрушек. Хочешь магазин, пожалуйста, и весы, и касса, и фрукты, и овощи, и другие продукты – только играй. Давайте уберем это все и предложим детям заменить фрукты, овощи и другие продукты тем, что есть в группе. Тогда в ход пойдет мозаика, мелкий конструктор, шишки, жёлуди, маленькие мячики, кегли, строитель и т. д. Дети начнут мыслить, воображать, фантазировать, т. е. будут развиваться.
Давайте рассмотрим настольную игру «Мозаика». Где ее можно использовать? С/Р игра «Магазин» : конфетки, сахар и т. д. С/Р игра «Больница» - таблетки. С/Р игра «Семья» жарим картошку, варим суп,
компот, чай и т. д.
.
Строитель можно использовать в игре «Почта» в виде посылок; «Магазин» - хлеб, бутылки с молочными продуктами, лимонадом, растительным маслом, коробки с крупой, вермишелью, торт и т. д.
Все что куплено в магазине используется для игры «Семья»
Карточки от лото могут использоваться как деньги, билеты, квитанции и т. д.
Кегли могут использоваться в игре «Магазин», «Дом», «Автозаправка».
Теперь давайте рассмотрим модули. Из них можно построить комнату для кукол, транспорт, магазин, аптека, больница и т. д. Их можно использовать во время физического развития детей : прокатывать мяч в воротики, проползать в воротики, перелазить через модули и т. д., использовать при игре в машины горки, воротики и т. д.
А теперь рассмотрим полифункциональность ширм. Ширмой можно отгородиться, из нее можно сделать магазин, парикмахерскую, аптеку, почту, кассу, входную дверь, окно, заправку, транспорт. Ее можно использовать в театральной деятельности: ширма для кукольного театра, декорация и т. д., как фланелеграф. Декор должен легко
сменяются.
.
Полифункциональными так же является бросовый материал – это различные коробочки, крышки, баночки, палочки, трубочки, разноцветные куски материи и Т. Д. ; природный материал – это шишки, желуди, камушки, ракушки и т. д. Бросовый и природный материал должны лежать в отдельных коробочках на видном месте.
Педагоги на протяжении нескольких поколений учат детей тому, что все должно лежать и использоваться в определенном месте: одежда в шкафчике, посуда – в кухонном уголке, пирамидки - в сенсорном уголке, куклы, коляски – в кукольном уголке и так далее. С машиной играем только на ковре. В настольные игры – за столом, строителем – на ковра. Несмотря на такое разграничение, многие дети в коляску складывают не пупсиков, а мячики и кубики, кегли из спортивного уголка несут в магазин или в кукольный уголок. Почему дети так делают. А, может быть, пусть ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется и требует его внутреннее "Я"? Тогда игрушки будут полифункциональными, а наши дети будут развиваться.