МААМ-картинки

«Волшебная иголка» — конспекты занятий по вышиванию на картоне. (1 фото)

Елена Дрожжина
«Волшебная иголка» — конспекты занятий по вышиванию на картоне.
▼ Скачать + Заказать документы

«Волшебная иголка» — конспекты занятий по вышиванию на картоне.

анятие № 1. «Из истории русской вышивки».

Цель:

- познакомить с историей русской вышивки.

- показать красоту вышитых изделий.

- воспитывать уважение к труду вышивальщиц.

- показать взаимосвязь явлений природы и народного творчества.

- развивать художественный вкус.

Материалы:

- выставка изделий, украшенных вышивкой.

Публикация «„Волшебная иголка“ — конспекты занятий по вышиванию на картоне,» размещена в разделах

Ход занятия.

Рассказ педагога. Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества.

Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестиками, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков-символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов». Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон, на простынях (по нижнему краю, на платках (по всем четырём сторонам). Из достаточно простых знаков- символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность, уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия, голубь - символом супружеской верности и счастливой семьи, пава-символ счастливой любви, а конь с всадником-символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения требовались ткани, нитки, пяльцы, которые имелись в каждой семье. Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей.

Одежду шили из выкроенных по прямой отрезков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого ребёнка. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким.

В течение нескольких столетий в разных районах России в соответствии с местными природными условиями и особенностями быта вырабатывались определённые приёмы выполнения вышивки, колорит и характер орнамента (геометрические узоры, растительные, изобразительные, т. е. сюжетные).

Основным элементом любой вышивки является стежок – часть рабочей нитки на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперёд иголкой, шов шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.

После рассказа педагог даёт детям возможность рассмотреть различные вышитые изделия

Занятие № 2. «Ознакомление с нитками «мулине».

Цели:

- познакомить с нитками «мулине».

- учить составлять из них узор.

- познакомить с тем, как прядут нить.

- учить делать кукол из ниток.

- формировать эстетический вкус.

Материал:

- разноцветные мотки различных ниток, в том числе мулине.

- кусочки ваты.

- различные геометрические фигуры из картона (прямоугольник, круг, квадрат, и овал).

- ножницы.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям рассмотреть нитки, положенные на столе. Сначала показать толстые, которые можно вязать крючком или на спицах шарфы, шапки и рукавицы. Затем показывает нитки в катушках, которые используют для шитья. Далее знакомит с нитками для вышивания – мулине (они тонкие, яркие, с многочисленными оттенками, предлагаем детям рассмотреть и потрогать нитки, а потом выложить из них узор. Дети выкладывают узоры из разноцветных ниток на различных геометрических формах – на прямоугольнике, круге, квадрате и овале. По окончании все вместе любуются результатами своей работы.

Педагог предлагает детям послушать сказку.

- Когда - то очень давно люди жили в красивой долине. Там было много

Зелёных лесов синих рек, красных роз, ярко светило солнце, а люди носили одежду, сшитую из белой ткани. Ткани были белые потому, что люди не умели красить нитки.

Предлагает детям взять в руки кусочки ваты и аккуратно вытянуть и скрутить ниточку.

- Так люди научились прясть нитки. Потом им захотелось украсить свою одежду. Они начали декорировать её живыми цветами.

Чтобы научиться вышивать, нужно сначала познакомиться со свойствами ниток для вышивания – мулине. Педагог показывает тонкую нить, предлагает детям потрогать её. (Педагог показывает разноцветных кукол – человечков, сделанных из мулине, и предлагает детям самим смастерить нечто подобное.) В случае затруднения оказывает помощь.

Под русскую народную мелодию дети танцуют со своими человечками, сделанными из ниток.

Занятие № 3. «Знакомство с иглой».

Цели:

- познакомить с коробочкой для ручного труда, её содержимым (штопальная игла с большим ушком, нитки, ножницы).

- рассказать о правилах безопасности при работе.

- развивать интерес к шитью.

- научить детей делать узелок.

Материалы:

- коробочка для ручного труда.

- иголка с ниткой, воткнутая в мягкую подушечку.

- кусочки картона.

- ножницы.

- кусочки ткани.

- картон с помеченными дырочками.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям рассмотреть коробочку для ручного труда и её содержимое – иголку с ниткой, воткнутую в мягкую подушечку, кусочки картона, ножницы, кусочки ткани.

Затем показать детям длинную, толстую и с большим ушком иглу. Предлагает подумать, для чего нужны такие иглы. Обобщает ответы детей. Говорит, что для необходима ещё и нитка, показывает, как нужно правильно её держать, чтобы вдеть в ушко иголки.

Прежде чем дать детям в руки иглу педагог знакомит их с правилами:

- рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должны иметь своё место (игла в игольнице; ножницы и нитки в коробочке);

- игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если вдруг она надумает «спрятаться»;

- нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;

- руки во время работы держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;

- никогда не следует брать в рот нитки, булавки, пуговицы и другие предметы;

- не следует откусывать нитку зубами: это портит зубы;

- необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, иглу и булавки – тупым концом.

Дети пробуют вдевать нитку в иголку.

Педагог показывает, как нужно шить по картону с заранее проколотыми дырочками. Игла с ниткой в правой руке, картонка – в левой. Проткнув иглу сверху вниз, переворачиваем картонку и опять протыкаем картонку иглой вниз и так до конца дорожки. Для того чтобы, нитка не выскакивала нужно сделать на конце нитки узелок, он должен быть большой и не проскакивать в дырочку. Для этого надо обмотать ниткой палец три раза, скрутить нить, снять её с пальца и затянуть узелок.

- Как называется палец, на который наматывается нить? (Указательный).

- Осторожно берите в руки иголки. Начинаем шить. Воткните иголку в дырочку и протащите нитку, пока её не остановит узелок, затем переверните картонку и сделайте то же самое. Тот, кто овладеет этим приёмом, картонку может не переворачивать, а шить и снизу вверх, и сверху вниз. Дошиваем до конца дорожки, отрезаем нитку не очень коротко и завязываем узелок, чтобы наша нитка не распустилась. Аккуратно убираем иголку в подушечку.

- А теперь давайте дадим нашим пальчикам отдохнуть, видь они работали и очень устали.

Пальчики шили

(встряхиваем кисти рук).

Очень устали

(перебираем пальчики).

Пальчикам нужно отдохнуть

(сжимаем и разжимаем кулачки).

Занятие № 4. «Знакомство с техникой «шов вперёд иголку».

Цели:

- познакомить детей с техникой «шов вперёд иголку».

- научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделий.

- упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.

- вспомнить правила безопасного поведения во время работы.

- развивать интерес к шитью.

Материал:

- кусочки картона с заранее намеченными точками.

- коробочка для ручного труда на каждого ребё нка содержащая: ножницы, иголку в подушечке, нитки мулине.

Ход занятия.

Педагог:

- Ребята, скажите, как можно изобразить предмет? (нарисовать, слепить, сделать аппликацию или поделку.)

- А я изобразила его вот так (показывает образец.)

- Какой предмет я изобразила? (Домик.)

- Этот дом я изобразила в незнакомой для вас технике. Называется эта техника «шов вперёд иголку».

- Такой техникой можно изобразить не только дом, но и другие предметы. ( Выставляет другие образцы: барашек, ёжик и т. д.)

- Эта техника очень интересная и занимательная, но требует терпения, усидчивости и упорства. Я надеюсь, что вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле. (Раздаёт всем заготовки).

Дети рассматривают образец воспитателя.

Педагог:

- У каждого изделия есть лицевая и изнаночная стороны. Как вы понимаете, что такое лицевая сторона?

- А что такое изнаночная сторона?

- Где на этом изделии лицевая и изнаночная стороны? (Ответы детей.)

- Возьмите в руки свой картон. Какого он цвета? (Зелёного, жёлтого.) Картон выкрашен только с одной стороны.

- Как вы думаете, где у вашего изделия будет лицевая сторона, а где изнаночная? (Ответы детей.)

- Прежде чем мы начнём работу давайте вспомним правила безопасного поведения во время работы. (Ответы детей.)

- А теперь внимание! Работу будем выполнять вместе со мной.

- Сначала вденем нитку в иголку. Цвет нитки подберите сами.

- Какой цвет лучше будет выделяться на фоне вашей картонке?

- Объясните, как вы будете затягивать узелок.

- А теперь начнё м вместе: сначала вводим иглу с изнанки, вытягиваем нить на лицевую сторону смотрим, как легла нить по лицевой стороне, затем воткните иголку в следующую дырочку, дальше переверните картонку и сделайте то же самое. Дошиваем до конца дорожки.

- Посмотрите, наша работа выглядит, как прерывистая линия, а чтобы она получилась более цельной и яркой, мы вернёмся тем же способом назад и таким образом закроем получившиеся промежутки «пунктира».

- Дошиваем до конца дорожки, закрепляем нитку и отрезаем её ножницами, аккуратно убираем иголку в подушечку.

- наша работа закончена. Оцените свою работу: аккуратно ли сделаны стежки, доделана ли ваша работа до конца, хорошо ли закреплена ваша нить.

- Мы с вами много работали и наши глазки, и пальчики очень устали давайте поможем им отдохнуть сделаем для них гимнастику.

Упражнение для глаз:

1. И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз, упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению в них кровообращения.

2. И. п. – сидя. Быстро моргать обоими глазами по 15 сек., затем отдохнуть, повторить 3 -4 раза. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

3. И. п. – стоя. Вытянуть руку вперёд, смотреть на большой палец, вытянуть вверх, медленно, сгибая руку, приближать большой палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться». Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки».

Кулачки мы вместе сложим,

нашим пальчикам поможем,

Разогнуться, потянуться и

с друг другом встретиться.

Пальчик к пальчику прижмём,

Снова кулачки зажмём.

Зажимаем, разжимаем,

крепко кулачки сжимаем.

Занятие № 5. «Корзинка».

Цели:

- учить детей работать с иголкой и ниткой.

- продолжаем обучать детей технике «шов вперёд иголку».

- научить детей подбирать цвет нитей.

-развивать сенсомоторику детей.

- формировать навыки самоконтроля, планирование.

-развивать художественные способности и эстетический вкус.

Материал:

-картинки с изображением корзин разных форм.

- для воспитателя – образец работы.

- для каждого ребёнка – лист цветного картона на выбор с нарисованной корзиной и проделанными отверстиями, иголка с широким ушком, ножницы, нитки мулине на выбор.

Ход занятия.

Педагог читает стихотворение И. Алимовой «Что в корзинке». Вместе с детьми обсуждает его. Рассматривают изображение различных по форме, по размеру корзины. Педагог рассказывает детям, из какого материала можно изготовить корзины.

- Мы с вами сказали, что корзины можно плести из прутьев, соломы, а мы с вами сегодня наши корзинки будем вышивать. Выберите картон любого цвета, подберите нитки к нему, чтобы они выделялись на вашем картоне.

Давайте отмерим нужное количество нити, для этого обведём нить вокруг локтя и отрежем лишнее ножницами. Не забывайте, что ножницы мы передаём кольцами вперёд.

Вспомним правила безопасного поведения, прежде чем мы продолжим нашу работу.

Теперь продолжим нашу работу. Давайте возьмём иголку и вденем нитку, конец нити, надо покрутить между пальцами, чтобы нить не проходила насквозь, на ней делают узелок для этого надо обмотать ниткой палец три раза, скрутить нить, снять её с пальца и затянуть узелок.

Физкультминутка.

Педагог:

- Немножко отдохнули, продолжим нашу работу. Выберете место, с которого вы начнёте работать, преступаем.

- Иглу продвигаем, справа на лево, если у вас закончится нить аккуратно отрезаем её закрепляем и вдеваем новую.

Во время работы педагог следит за детьми и оказывает им помощь, проводиться гимнастика для глаз.

После того кА время занятия истекло, педагог вместе с детьми проводит паличиковую гимнастику

Публикации по теме:

Кружковая работа по вышивке в детском садуКружковая работа по вышивке в детском саду Цель: Приобщение к народному декоративно - прикладному искусству. освоение техники вышивания формировать желание научиться вышивать развитие.

Вышивание цветными лентами. «Букет цветов»Вышивание цветными лентами. «Букет цветов» Вышивать цветными лентами девочки подготовительной группы готовы хоть целыми днями. Это занятие увлекает, развивает творчество, прививает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебная иголка» — конспекты занятий по вышиванию на картоне.
Опубликовано: 23 декабря 2012 в 19:45
+133Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Волшебная иголка» — конспекты занятий по вышиванию на картоне.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дрожжина (УИ 3625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 195.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД