Смолич Ирина
Конспект занятия «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
-систематизировать и уточнить представление детей о соли и её свойствах.
- закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
- обогащать и активизировать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «кристалл», «сыпучая», способствовать развитию связной речи.
Развивающие задачи:
-развивать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности, открывая новое в знакомом;
-развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы.
Публикация «Конспект занятия „Волшебница соль“» размещена в разделах
Воспитательные задачи:
-воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: ёмкости с двумя видами соли, одноразовые стаканчики, ложечки, салфетки, картон черного цвета, лупы, фартуки и шапочки по количеству детей, карточки, изображающие действия; мультимедийное оборудование, фото Мертвого моря, презенты по количеству детей, емкости с водой,2 сырых яйца, физкультурная дорожка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в природе встречаются самые разные вещества. Какие вы знаете вещества? (предполагаемые ответы детей….вода, мел, сахар, песок). Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни, чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно догадались.
Ну, конечно – это… (соль!)
Воспитатель: Правильно, это – соль! И сегодня мы будем говорить именно про неё. Что вы знаете про соль? (Предполагаемые ответы детей) Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем…. Подскажите мне, пожалуйста, откуда, где и как можно узнать много интересного про соль? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: хотите отправиться в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты? Как вы думаете, кто работает в лабораториях? (Предполагаемые ответы детей…ученые).
Лаборатория вот совсем рядом, но пройти в неё можно только по узкому мостику. Готовы? Отправляемся в путь.
Дети идут по мостику, сохраняя равновесие.
Воспитатель: Ребята, я уверена вы помните—в лаборатории нужно соблюдать правила. Ой, что-то произошло все карточки с правилами перепутались. Давайте разберемся и выясним, что можно делать во время эксперимента, а что нельзя!
Перед детьми 7-8 карточек, изображающие действия: кричать, трогать, нюхать, пробовать, баловаться, болтать, помогать друг другу, думать, задавать вопросы. Задача воспитанников выбрать те карточки, которые отвечают за безопасность, закрепить их на доске и аргументировать свое решение.
Воспитатель: Итак, юные учёные, надевайте фартуки, шапочки и занимайте свои места. Мы можем приступить к экспериментам!
Опыт 1:
Коллеги, если вы посмотрите на стол, то увидите баночки с веществом, которое называется соль. Перед вами 2 вида соли. Из каждой баночки ложечкой поместите немного соли на черные пластины. Что вы делали? Наливали или насыпали соль? (Предполагаемые ответы детей)
Рассмотрите, чем образцы отличаются и чем похожи.
А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (Предполагаемые ответы детей…зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (Предполагаемые ответы детей… хрустит, как снег). Это потому, что она состоит из кристаллов.
Давайте попробуем описать наше вещество.
Какого цвета соль?
На что похожи ее частички?
Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли соль запах?
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?
Опыт 2.
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам посмотреть и попытаться определить, что за вещество у вас в стаканчике. (Предполагаемые ответы детей) Конечно, это вода. Жидкость без цвета, запаха и вкуса.
Теперь давайте попробуем положить соль в воду. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой и размешиваем! Смотрим! Что произошло? Куда исчезла соль? (Предполагаемые ответы детей) Изменился ли цвет воды? (нет).
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная).
Давайте повторим, что мы узнали о соли. (Предполагаемые ответы детей…Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде).
Опыт 3:
Перед детьми в контейнере лежат 2 куриных яйца и стоят 1л банки: 1 с пресной водой, 1с соленным раствором.
Скажите, что вы видите перед собой? (Предполагаемые ответы детей)
Погружаем 1 яйцо в банку и наблюдаем.
Что произошло?
Погружаем 2 яйцо в банку с соленой раствором и наблюдаем.
А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?
Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, поэтому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву.
Показ фото
Ребята, я хочу поделиться с вами одним интересным фактом—далеко-далеко в стране Израиль есть одно море. Не простое море с голубой водой, а очень необычное. Показ фото.
Берега этого моря белого цвета. Вода прозрачная, но такая соленая, что жить в ней не могу ни рыбы, ни морские животные, никто. Именно отсутствие жизни и дало ему название «Мёртвое море». Вода этого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело легче. Именно благодаря большому количеству соли в воде, любой человек может спокойно улечься на тихую водную гладь и читать свой любимый журнал, не опасаясь утонуть. Такое волшебство творит огромное количество соли в воде!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? Предполагаемые ответы детей…. (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо). Можно ли сказать, что соль волшебница? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: ребята вам понравилось экспериментировать в нашей лаборатории или нет? Что узнали интересного? Что именно вам запомнилось? Я рада, что вы узнавали что-то интересное.
Время наше в лаборатории закончилось и нам надо вернуться в группу, чтобы рассказать другим ребятам о наших открытиях. Возвращаться будем по мостику, но на столике вы сможете выбрать для себя маленький подарочек на память о нашем занятии.