Остапенко Татьяна Александровна
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода»
Цель:
Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи:
1. Образовательные :
- ознакомить детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- прозрачная;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- закрепить умение работать с посудой;
2. Воспитательные:
- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
3. Развивающие:
- развивать собственный познавательный опыт;
- расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Предварительная работа.
• Беседы о воде, её роли в жизни человека.
• Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
• Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
• Чтение художественной литературы.
• Наблюдение за водой во время прогулок.
• Вырезание рыбок по шаблону.
Материал для НОД.
• Прозрачные стаканчики разной формы, пластмассовые ложки, одноразовые блюдца.
• Вода, молоко.
• Панно «Река», иллюстрации о воде, Схемы опытов.
• Глобус, яблоко (разрезанное на 4 части).
• Силуэты рыбок из бумаги, цветные карандаши, клей, кисточки.
Методы и приемы:
метод наблюдение;
Словесный метод;
Практический метод;
Метод лабораторных работ.
Ход занятия
Дети сидят.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся, подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Воспитатель: Для того чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить на занятии, я предлагаю послушать и отгадать загадку:
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варили нам супы,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без… (воды).
- Правильно, сегодня мы поговорим о "Волшебнице воде" о ее некоторых свойствах.
Воспитатель берет в руки глобус.
Воспитатель: Ребята, вы, знаете, что за предмет у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно – глобус. Давайте рассмотрим глобус.
Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? Дети:
Синий, зеленый, желтый, коричневый.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, что изображено, синим цветом?
Дети: Моря, океаны, озера, реки.
Воспитатель: Правильно, и это все вода. И если нашу Землю сравнить с яблоком, то вы убедитесь, что воды действительно больше, чем суши. Вот яблоко, оно разрезано на 4 части. 3 части – это вода, только одна часть – суша, земля. Госпожа вода в нашей природе - самая важная персона, ни одного живого организма не будет без воды.
Iчасть
Воспитатель: Скажите, кому нужна вода? (Иллюстрации о воде).
Дети: Людям, животным, растениям, насекомым.
Воспитатель: Для чего нужна вода? (Иллюстрации о воде).
Дети: Готовить пищу, стирать, умываться, мыться, пить, тушить пожар….
Воспитатель: Где можно увидеть воду? (Иллюстрации о воде).
Дети: В реке, в море, в океане, в озере, в ручье, в луже, в водопроводном кране.
Воспитатель: А какое сейчас время года? (весна). Где весной можно увидеть воду в природе?
Дети: Сосульки, лужи, лед.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы узнать, какими свойствами обладает вода? Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем экспериментировать, проводить опыты.
Воспитатель: Давайте пройдем к столу, наденем фартуки. Перед тем как приступить к работе. Помните, что вы работаете в лаборатории, и поэтому, следует соблюдать правила поведения: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой.
Опыт «Вода – жидкость.»
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать проводить наш первый опыт, посмотрите на схему. Нам понадобится два стакана. Один с водой и один пустой. Итак, возьмите стакан с водой и перелейте воду в другой. Переливать нужно медленно, аккуратно, чтобы не разлить воду. (Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель: Что мы можем сказать о воде?
Дети: она льется, течет.
Воспитатель: Значит, вода какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Вода жидкая, она течет. Если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.
Опыт: Вода не имеет формы.
Воспитатель: У меня в руках два предмета. Скажите, какой формы эти предметы.
Дети: куб, шар.
Воспитатель: А имеет ли форму вода? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, проведем следующий опыт. Посмотрите на схему. Нам понадобится стакан с водой и блюдце. Перельем воду из стакана в блюдце, а из блюдца в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.
Опыт «Вода прозрачная»
Воспитатель: Установим еще одно свойство. Смотрим схему. Нам нужны два стакана: один с водой, другой – с молоком. Возьмите маленькие ложки и положите в оба стакана. В каком стаканчике видна ложка?
Дети: В стаканчике с водой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: вода прозрачная, а молоко белое.
Воспитатель: Правильно. Вода не имеет цвета, она бесцветная и прозрачная
Физкультминутка:
Воспитатель: Ребята мы с вами много поработали, а теперь пора и отдохнуть.
Снимите, пожалуйста, фартуки. Давайте выйдем из-за столов и пройдем на коврик. Повторяйте движения за мной.
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Садитесь на стульчики. Итак, вода играет важную роль на планете. А как вы думаете, всегда ли вода приносит нам пользу? Может ли вода нанести вред? Давайте поиграем в игру, которая называется «Разные стороны воды». Я буду показывать вам картинки, а вы должны подумать и сказать, на какой картинке вода приносит пользу, а на какой вред. Картинки.
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с этим заданием.
III часть
Дети стоят (Воспитатель берет в руки сосуд с водой и рыбкой.)
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть сосуд с водой. Какая в нем вода?
Чистая, прозрачная.
Воспитатель: А какие свойства воды вы еще запомнили?
Дети: Вода-жидкость, не имеет собственной формы.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А кого вы еще видите в этой воде?
Дети: Рыбку.
Воспитатель: Правильно, она одна и ей очень скучно и одиноко. Давайте сделаем для нее разных друзей-рыбок и запустим их в нашу маленькую речку с чистой водой.
Дети: Давайте
Воспитатель: Ребята, давайте сядем за столы. Возьмите шаблон рыбку, которую мы с вами вырезали на прошлом занятии, раскрасьте ее и опустите в нашу приготовленную речку (приклеить).
Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.
Самостоятельная работа детей. По ходу работы воспитатель индивидуально помогает ребенку, который нуждается в помощи.
Воспитатель: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. А как вы думаете, рыбкам нравится плавать в чистой воде?
Дети: Да!
Воспитатель: Твоей Арина рыбке, нравится жить в чистой воде? А твоей Тимофей…., а вашим рыбкам дети нравится жить в чистой воде?
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим сюда (обратить внимание на плакаты). Вода – одно из самых удивительных веществ на планете, без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. Запомните это и расскажите родителям и друзьям.
Ребята, понравилось ли вам наше занятие. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вы хотели бы в следующий раз исследовать? Мне тоже понравилось как вы сегодня работал на занятии. Вы молодцы! На этом наше занятие окончено.