Папки-передвижки

«Волшебные ниточки». Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками (3 фото)

Ольга Шмидт
«Волшебные ниточки». Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками

«Волшебные ниточки»

Развитие мелкой моторики с использованием техники

конструирования и рисования нитками

В своей методической разработке мы предлагаем еще один способ развития мелкой моторики - рисование и выкладывание узоров кусочками шерстяных ниток. Техника «Волшебные ниточки» будет интересна воспитателям детских садов, психологам и логопедам, т. к. ее можно использовать в непосредственно образовательной деятельности: на игровых занятиях по развитию речи, на занятиях по рисованию, счету, фрагментами и на различных других занятиях. Родители также могут использовать эту технику в совместных играх с детьми, при изготовлении поделок, как интересное занятие в дороге или в ожидании, к примеру, приема у врача.

Публикация «„Волшебные ниточки“, Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками» размещена в разделах

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты и движения (например: что-то брать в руку, так и достаточно сложные, например: играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать. От того, как развита мелкая моторика руки зависит почерк человека. Неумение рисовать, несформированность графических навыков и умений мешают ребенку изображать объекты окружающего мира, самовыражаться, что влияет и на его самооценку.

Развитие мелкой моторики ребенка определяет качество его жизни, так как с ней связано большое количество бытовых действий (одевание и раздевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, вдевание нитки в иголку и др.).

В. А. Сухомлинский совершенно справедливо утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Головной мозг, кончики пальцев рук и артикуляционный аппарат (движение губ, языка и нижней челюсти при речи) связаны между собой теснейшим образом. Развитие мелкой моторики связано с левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих важнейших психических функций и учебных навыков.

Систематические упражнения движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, также стимулирующим влиянием на развитие речи. Поэтому развитие мелкой моторики у ребенка помогает ему быстрее и лучше заговорить. Задача специалистов и родителей: стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, тем самым активизировать речевой центр.

Известны два вида средств стимулирования моторного центра:

традиционные: пальчиковые игры, гимнастика, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, коврики, прищепки, счетные палочки и шестигранные карандаши, бусы, пуговицы, эспандеры, выкладывание узоров с помощью крупы, рисование на песке, крупе, манке, шнурки, веревочки и т. д.

Используя технику «Волшебные ниточки» можно решать следующие задачи:

1. развитие мелкой моторики рук;

2. подготовка руки к письму;

3. развитие зрительно-моторной координации;

4. формирование пластичности, плавности и точности движений;

5. развитие художественно-эстетического восприятия;

6. формирование способности представлять, планировать, анализировать будущий рисунок.

7. развитие творческого воображения у детей;

8. воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование и материалы:

Для работы нужны шерстяные нитки разного цвета толщиной от 3 до 5 мм, нарезанные на мелкие кусочки разных размеров (от 2 до 30 см). Основой для выкладывания узоров может быть любая поверхность (в домашних условиях это: пол, стол, диван, подушка, платок, лист картона). На занятиях в детском саду можно использовать бумагу, картон, бархатную бумагу, а также отрезы ткани: лен, фетр, фланель. Для изготовления поделок: картинок, открыток рисунок лучше закрепить на клей ПВА.

Основная часть

Техника рисования и конструирования «Волшебные ниточки» предлагаем начинать осваивать уже в средней группе. Есть опыт использования техники и в младшей группе. Так как внимание и интерес ребенка 3-х лет быстро иссякают, игра проходит в течение пяти минут, где сюжет предлагает взрослый, а ребенок подражает движениям, выкладывая работу совместно с взрослым. К примеру, это может быть травка, лучи солнца, дождик, дорожка к домику, волны на море. Такое занятие лучше проводить индивидуально, включать в него пальчиковую гимнастику, артикуляционные упражнения, потешки, стихи и другие развивающие игры.

Начиная со средней группы, продолжительность занятия увеличивается до 15-20 минут. В вводной части можно использовать загадку по теме занятия. В основной части занятия взять психогимнастическое упражнение, пальчиковую гимнастику или динамическу паузу. В конце занятия подвести итоги, устроить выставку работ.

Данную технику можно использовать на занятиях по развитию речи, занятиях по рисованию, на тематических занятиях «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Зима», «Дикие, домашние животные», «Транспорт», «Космос», «Цифры», «Эмоции», «Моя семья», «Одежда» и т. д.

Этапы освоения техники:

1. Знакомство со свойствами ниточек. Идет формирование познавательной активности, развитие тактильной чувствительности рук. Вопросы-помощники для изучения: Какие ниточки на ощупь? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны ниточки? Для чего их используют люди? Можно провести сортировку: по цвету, по длине.

2. Выкладывание простых элементов. Задача ребенка сделать травку для цыпленка, дорожку для машинки, дождик из тучки, волны на море. Игра проводится на листе бумаги, бархатной бумаги или на фланели. Персонажей можно нарисовать заранее или рисовать в ходе занятия, можно использовать игрушки или картонные фигурки. Создается проблемная ситуация которую ребенок должен решить, используя технологию. Например: «Цыпленок вышел погулять на улицу, пощипать травку. А где же травка? Давай поможем ему». Выкладывание может быть горизонтальным, вертикальным, свободным, т. е. разнонаправленным.

3. Выкладывание простых узоров. Ребенку предлагается выложить рисунок ниточками по контуру. Задание выполняется прямо на образце.

4. Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов (яблоко, груша, апельсин и т. п., овощей (помидор, огурец, тыква и т. д., грибов. Предлагаем ребенку выбрать свой способ работы: можно выложить ниточки на образец, а можно взять бархатную бумагу или ткань и выложить рисунок самостоятельно.

5. Следующим этапом будет заполнение формы цветом, т. е. повторяя контур, мы «закрашиваем» фигуру ниточками.

6. Выкладывание более сложных рисунков (изображение животного, дерево, корабль, машина и т. д.)

7. Создание сюжетных картин. С помощью трафаретов, шаблонов дети могут самостоятельно перевести рисунок на картон, создавая сюжет картинки. Выкладываем картинку ниточками, добавляем детали и рассказываем историю по картинке. Такие сложные картинки с мелкими деталями можно делать с помощью клея. На контур наносится клей ПВА, на него накладываются ниточки таким образом, чтобы получился ровный контур рисунка. Заполнять фигурки цветом также можно с помощью клея. Тогда картинку можно долго хранить, поставить на выставку, подарить ее родителям.

8. Творческое задание «Ассоциация» для детей старшей, подготовительной группы. Ребенок выбирает ниточку или несколько и просто кладет их на фон в свободном порядке, можно ниточку бросить на основу. «На что это похоже?» Ребенок рассматривает получившийся рисунок или деталь и находит сходство с каким-либо предметом. И начинается сказка: «Жил был…» Ребенок с помощью взрослого выкладывает остальные детали, меняет что-то, добавляет, рассказывая свою сказку. Роль взрослого в этом занятии активная. С помощью вопросов «А что было дальше? А почему он так сделал? Куда бы нам отправиться путешествовать?» мы помогаем ребенку развивать сюжет. Для создания положительного эмоционального настроя важно, чтобы сказка закончилась счастливым концом и у ребенка остались положительные эмоции от занятия.

Заключение

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшийся конструктор, работать с пазлами, мозаикой, они отказывают от любимых другими детьми лепки и аппликации, на занятиях не успевают за другими детьми. Таким образом, возможности познания мира такими детками оказываются ограничены. Они часто чувствуют себя неумелыми в элементарных действиях. Это негативно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Со временем уровень развития мелкой моторики руки оказывается недостаточным и для освоения письма, наряду с речевыми нарушениями, появляются проблемы в школе.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики ребенка и использовать для этого самые разнообразные средства.

Техника рисования и конструирования «Волшебные ниточки» удобна и проста в использовании. Ее могут применять не только воспитатели, психологи, логопеды на тематических занятиях по развитию речи, рисовании, математике, но и, родители в домашних условиях, на отдыхе, в дороге и т. д. Для родителей это еще и хороший способ общения и взаимодействия с детьми, т. к. играть с «Волшебными ниточками» нравится и взрослым тоже. Обучающее занятие по ознакомлению с техникой для специалистов дало много положительных отзывов. Для педагогов – это отличная возможность творческого самовыражения, снятие эмоционального напряжения, профилактика эмоционального выгорания, а также поддержание педагогической компетентности и знакомство с разнообразием средств по развитию мелкой моторики.

«Волшебные ниточки». Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками
Фото «Волшебные ниточки»
. Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками - фото
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования  (фотоотчет)Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционной техники рисования  (фотоотчет) Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования Задачи: 1. Расширять представление о многообразии.

«Волшебные прищепки». Развитие мелкой моторики рук«Волшебные прищепки». Развитие мелкой моторики рук Игра "Волшебные прищепки" - направлена на развитие мелкой моторики рук, а значит и речи. Детям очень интересно добавлять прищепки, вместо.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования» Добрый день, гости моей странички. В этом году я взяла тему самообразования "Развитие мелкой моторики,через нетрадиционные техники рисования".

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования» Самообразование по теме : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.» Цель работы:  развитие.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги. Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги. Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования. «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому.

Семинар-практикум для воспитателей «Волшебные круги. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в семинаре, с нетрадиционной технологией аппликации для развития мелкой моторики у детей с общим.

Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисованияРазвитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования Лебедева Юлия Александровна (ГБДОУ ЦРР - детский сад №2 Колпинского района СПб) В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебные ниточки». Развитие мелкой моторики с использованием техники конструирования и рисования нитками
Опубликовано: 31 августа 2016 в 13:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД