Юлия Устинова
Занятие по развитию речи в старшей группе «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи «Ворона и лисица» в старшей группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Ворона и лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
- знакомство с литературным жанром басня, определения ее отличия от других жанров детских произведений;
- развитие связной речи (рассуждение, пересказ, творческий рассказ) на основе сюжета басни «Ворона и лисица»;
- развитие словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи (развитие умения образовывать ласковые слова с добавлением уменьшительно-ласкательных суффиксов)
-формирование грамматического строя речи (совершенствование в употреблении слов-действий, слов-признаков)
- отработка дикции, силы голоса, темпа речи, умения пользоваться различной интонацией.
- развитие умения определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.
Возможные достижения: имеет представление о литературном жанре «басня», отличает ее от стихотворения, рассказа и сказки; знает автора и название прочитанной басни, может пересказать ее содержание; имеет представление о понятии «мораль»; может рассуждать на заданный вопрос по схеме (присутствует тезис «Я считаю….», доказательство «Потому что,.» и вывод «Значит….»); самостоятельно придумывает, рассказывает, инсценирует возможное продолжение басни, подбирает ласковые слова и интонации.
Материалы и оборудование: картинки с изображением лисы и вороны, конверт с вложенным письмом, книга «Басни дедушки Крылова», аудиозаписи со спокойной красивой музыкой и басней в исполнении Игоря Ильинского, корзинка.
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
- Ворона и лиса прислали нам письмо, в котором просят ответить: кто из них умнее?
2. Знакомство с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица».
- Где ворона и лиса могли бы встретиться и поспорить? (Они могли бы встретиться в книге.) В какой именно книге?
Воспитатель показывает обложку книги «Басни дедушки Крылова».
-Прочтите название. («Басни дедушки Крылова».) Автор книги - Иван Андреевич Крылов, баснописец.
Воспитатель прикрепляет на доску портрет И. А. Крылова.
-Он писал свои произведения в литературном жанре, который называется басня. Пролистаем страницы книги.
Воспитатель показывает иллюстрацию к басне «Ворона и лисица».
- Кто изображен на картинке? (На картинке изображены ворона и лиса.) Это иллюстрация к басне Крылова «Ворона и лисица». Предлагаю вам прослушать басню «Ворона и лисица» в исполнении гениального артиста Игоря Ильинского.
Звучит аудиозапись.
-Что вы сейчас прослушали? (Басню «Ворона и лисица».) Кто герои басни? (Ворона и лисица). Расскажите, что с ними произошло? Сначала… (У вороны появился сыр.) «Вороне Бог послал кусочек сыра». Потом….(Лиса захотела забрать его.) «Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил»
Что она придумала? (Лиса придумала уговорить ворону спеть, чтоб она выронила сыр из клюва.) Как лисе это удалось? (Лиса стала льстить вороне, хвалить ее «красивый» голос.) Ворона поверила словам лисы? Каков конец басни? (Да. Она стала петь, сыр выпал. Лисица убежала с добычей.) «Вещуньина с похвал вскружилась голова,от радости в зобу дыханье сперло. И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло :
сыр выпал - с ним была плутовка такова».
-Такое может случиться на самом деле? (Нет). Чего не может быть? (Звери не разговаривают.)
Физминутка «Бывает-не бывает»
Дети стоят в кругу. Педагог произносит фразу, например: «Летом часто идет снег». Если такое явление бывает, то дети хлопают в ладоши, если небылица, то приседают и закрывают лицо руками.
Определение особенностей литературного жанра басня.
-В басне много выдуманного, того, чего не бывает на самом деле. В каком литературном жанре тоже много выдумки? (Сказка.) А в басне есть рифма? (Да) Значит басня также похожа на (стихотворение).
Вставьте слово-рифму: рыжая краса- хитрая (лиса); птицы нет важней вороны – не хватает ей…. (короны).
- Итак, на какие литературные жанры похожа басня? (На стихотворение и сказку.)
А отличается басня тем, что в ней всегда есть урок, наставление, мораль. И не намек, как в сказке. В басне автор прямо пишет то, чему хочет научить читателей. Это называется мораль. В баснях говорится о животных, но имеются в виду люди, похожие на них своим поведением. Лисица в басне какая? (Хитрая, лживая, сообразительная, находчивая, ласковая) А ворона какая? (Глупая, важная, доверчивая, неразумная.) Мораль басни в том, что всегда найдутся неразумные, доверчивые люди, верящие не глазам или знаниям, а ласковым словам обманщиков, желающих что-то от них получить:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Игра на внимание и быстроту реакции «Воробьи – вороны»
Дети стоят парами в две колонны. Первая колонна-«вороны», вторая-«воробьи». Педагог медленно, по слогам, произносит нужное слово. Если прозвучит «вороны», то дети первой колонны отпрыгивают в сторону, если «воробьи» - то дети второй колонны отпрыгивают в стороны, если прозвучит другое слово, например, «Воро-та», «Воро-тник», «Вор-кует – все остаются на местах.
Рассуждение.
-Как мы рассудим авторов присланного письма? Как вы думаете, кто умнее - ворона или лисица? (Я думаю (Я считаю, что ворона глупее лисицы. Потому что она поверила в то, что у нее красивый голос. Она не певчая птица. Значит ворона повела себя глупо) Вы считаете что лиса поступила умно? (Я думаю, что лиса поступила умно. Потому что она получила сыр, не навредив вороне, просто ее хваля. Значит, лиса – умная.)
Верно, даже автор не ругает лису, а ругает ворону за неразумность. Надо верить глазам, знаниям, а не лести, то есть обману, хоть и прикрытому лаской.
- Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя актерами и инсценировать басню. Но прежде прослушайте басню еще раз.
И. А. Крылов «Ворона и лисица».
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло :
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
-Какими ласковыми словами говорила лиса? (Перышки, голосок, сказки, глазки, сестрица, царь-птица, светик.)
Инсценировка.
Воспитатель приглашает желающих.
- Иван Андреевич Крылов Басня «Ворона и лисица».
Воспитатель помогает «Лисе» образовывать ласковые слова: Не нос, а (Носик, не голос, а (Голосок…
-А теперь представим, что одураченная ворона захотела вернуть сыр тем же способом. Как бы она льстила лисе? И поверила бы ей лиса? Выронила бы сыр? Инсценировка вольного продолжения.
Воспитатель помогает «Вороне» образовывать ласковые слова: Не хвост, а (Хвостик, не умная, а (Умница, …
- Молодцы. Вы, настоящие артисты.
3. Выход из игрового момента. Рефлексия. Релаксация.
- Что мы ответим в письме вороне и лисе? (Лиса умнее вороны.) А чтобы ворона сильно не расстраивалась, я предлагаю ее похвалить за то, что она действительно умеет хорошо делать. Что предсказывает ворона? (Дождь.)
-А вы умеете делать правдивые, добрые комплименты друг-другу? Сначала я пройду с корзинкой способностей и у каждого возьму по одному слову-действию: что человек может уметь делать лучше других? (Читать, водить машину, вести себя, готовить….)
-А теперь сделайте комплимент своему соседу, сказав, что у него особенно хорошо получается. За комплименты не забывайте благодарить. Звучит тихая спокойная музыка.