Наталья Леонидовна Кулиш
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«В гостях у сказки»
[/b][/i]
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
Образовательные
- закрепить знания о сказках;
- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;
- учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
Развивающие
Публикация «Открытое занятие по развитию речи в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие характер героев;
- развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные
- воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;
Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, дидактическая игра, физкультминутка – артикуляционная гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки»;
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «В гостях у сказки», два шнура, сундучок, изображения 2-х домиков (черный и желтый, большое белое сердце из ватмана; шаблоны сердечек, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки, палитра (по количеству детей).
Ход:
1. Вводная часть
- Ребята вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие? (дети могут назвать)
- А полетим мы туда на воздушных шариках.
2. Ритуал вхождения в сказку – Дыхательная гимнастика
Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар, идут в круг)
- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с). (Руками изображают шар, идут из круга)
3. Основная часть
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
3.1 Дидактическое упражнение «Слова - антонимы»
(перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу)
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь
3.2 Что перепутал художник – задание на внимательность
- Вот и попали мы на поляну сказок – но что-то здесь, ребята не так. Мне кажется что художник, который рисовал персонажей, что-то перепутал. Вы сможете узнать из каких сказок персонажи и найти допущенные художником ошибки.
Дети рассматривают иллюстрацию – называют персонажей сказки и что в их образе изображено неверно.
3.3 «Салат из сказок»
- Замечательно. Все ошибки отыскали, всех персонажей узнали. А теперь присядем и немного отдохнем. Сегодня я расскажу вам новую интересную и необычную сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название.
- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, намела, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”». Желание исполнилось: вырос цветик – семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
- Понравилась вам сказка? Как называется эта сказка? Ребята, назовите героев, которые встречались в «новой» сказке (дети называют героев). Из каких сказок они пришли?
Дети называют сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик – семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше».
Молодцы! Превосходно, великолепно, замечательно. Как много сказок вы знаете.
3.4 Физминутка с проговариванием чистоговорок - артикуляционная гимнастика
- Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка –ушка–ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- Да вы настоящие артисты! С вами можно показывать целые спектакли. Вот какое у нас получилось представление. Вам понравилось?
3.5 Игра «Волшебный узелок»
Ребята, какие по характеру герои бывают в сказках? (добрые, злые)
Слышится смех.
- Ой, ребята, смотрите! Садитесь вокруг. (Видят сундучок)
- Как вы думаете, что это? А что может быть в нем?
- Ой, смотрите и под ним что-то есть.
- Что это? Какого он цвета? (домик, большой, разноцветный).
- Какого цвета маленький домик? (чёрный, маленький, страшный).
- Ребята, как вы думаете, что может быть в сундучке?
- Ребята, сундучок предлагает вам поиграть в игру. В узелке спрятались герои сказок. Мы с вами должны помочь каждому из них найти свой дом. Как вы думаете, какие герои будут жить в желтом доме? А каких вы поселите в черный? (первый достает воспитатель и дает образец ответа):
Это лиса. Она злая, потому что выгнала зайца из своего дома. Пришла из сказки «Заюшкина избушка». В каком доме будет жить?
Для детей вопросы, если сами не говорят: Кто у тебя? (кто это) Какой он? Почему? Из какой сказки волк (заяц и т. д.)
Дети по очереди достают персонаж (картинку, называют его, определяют, чем он плох или хорош – «селят» в соответствующий домик.
- Ребята, какие герои встречаются в сказках чаще всего хорошие или плохие? А с какими героями вы хотели бы дружить? (Ответы детей).
- Посмотрите на героев, которые живут в чёрном доме. Какие они? Как вы думаете, почему они злые? (Ответы детей)
- А как сделать так, чтобы они стали добрыми? Я думаю, что они не такие уж и плохие, просто очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться. С кем они могут подружиться? Уберём чёрный дом и поселим всех героев в один – разноцветный дом и тогда они все подружатся и будут жить счастливо и весело.
- Замечательно. Я очень рада, что вы помогли нашим сказочным героям.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
3.6 Продуктивная деятельность
- Ребята, только люди с большим добрым сердцем могут творить настоящие чудеса и помогать другим. Я хочу подарить вам своё большое-большое сердце доброты (подходит, оно накрыто, снимает с него ткань). Но сердце моё необычное. Ой, ребята, что это? (видят верёвочку, ведущую к шкатулке) Интересно, куда она ведёт? Посмотрим?
- Что это? Шкатулка. Как же она открывается? Какие-то клубочки. Может, попробуем их смотать, и шкатулка откроется? (сматывают, шкатулка открывается).
- Что это? (Сердца) Возьмите их. Какие они? (белые, скучные, не интересные) что же можно с ними сделать, чтобы они стали весёлыми, радостными? (раскрасить). У меня есть стол «чудес». Идёмте, покажу. (подходят к столу, садятся).
- Что вы здесь видите? (ватные палочки). Да. Именно они нам помогут сделать ваши сердца красивыми. Посмотрите: если мы обмакнём ватные палочки в краску вот так, что получится? А ещё можно нарисовать ими цветочек или ещё что-нибудь. Попробуем? (звучит музыка, дети рисуют)
4. Рефлексия
- Молодцы, ребята! Какие прелестные, замечательные, весёлые сердца получились у вас. А моё большое сердце грустит. А как нам сделать, что бы оно было таким же весёлым как у вас? Может, объединим наши сердца?
Какое теперь получилось сердце? (красивое, доброе, весёлое, дивное).
У нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать всем. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья. А это сердце мы оставим у вас в группе. И оно будет вам напоминать о добре, что есть в наших сердцах. Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, что вам больше всего понравилось в путешествии?
Мне очень понравилось с вами бывать в мире сказок. Мне было с вами хорошо и весело. Надеюсь, что мы с вами будем настоящими друзьями, и ещё обязательно встретимся. Ну а сейчас нам пора прощаться.