Папки-передвижки

Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям

Мария Белякова
Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой : мордовские народные танцы, в которых дети черпают мордовские нравы, обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки.

Публикация «Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям» размещена в разделах

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям мордовской народной культуры. Данные исследования помогли разработать план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

Слово «традиция» (от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.

Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

Мордовские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям Аннотация: в статье раскрывается сущность и понятие патриотического воспитания детей, выделяются основные направления патриотического воспитания,.

Фотоотчет «Приобщение детей к народным традициям»Фотоотчет «Приобщение детей к народным традициям» настоящее время растёт интерес к активной пропаганде национальных традиций, которые воплощены в многообразных фольклорных жанрах, обычаях,.

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной.

«Приобщение детей к народным традициям». Консультация Приобщение детей к народным традициям Русские народные традиции одна из составных частей культурного наследия русского народа. К народным.

Мастер-класс для родителей «Приобщение детей к народным традициям» Задачи: — расширять знания родителей о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки) — знакомить родителей с народными играми,.

Педагогический опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям» В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим.

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициямПриобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Такие Народные праздники.

Проект «Приобщение детей к народным традициям, через народные игры и фольклор в ООД физкультуры» Направление проекта: «Физическая культура» Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура Актуальность: У каждого народа свои.

Развивающая игра-лото «Знатоки» для детей дошкольного возраста. Приобщение детей к культурным традициям Развивающая игра-лото \"Знатоки\"для детей дошкольного возраста предназначена для приобщения детей к культурным традициям. Игра создана.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с народным костюмом Введение. 16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности. В нашем городе Советском проживает много людей разной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народным традициям
Опубликовано: 16 января 2019 в 00:30
+90Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД