МААМ-картинки

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Токмачева Нина
Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны. С давних пор известно, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, его глубиной. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Поэтому национальная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикация «Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красах. Все это в изобилии несет в себе народное творчество и быт русского народа.

В. Сухомлинский говорил: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».

Сейчас мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования внимание педагогов акцентируется на формирование общей культуры детей. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждение нравственных чувств, воспитания патриотизма. Но, несмотря на это, представления выпускников детского сада о русской национальной культуре порой отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходит потому, что при организации образовательного процесса недостаточно внимания уделяется знакомству дошкольников с русской народной культурой, ее традициями и обрядами. Учитывая тот факт, что неоспоримой особенностью русской культурной традиции является умение за разными конкретными предметами и явлениями видеть их духовную и душевную стороны, можно прийти к выводу: всё, что в нашей истории свершилось доброго и великого, произошло именно благодаря приоритету народных ценностей. Этим приоритетом пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смыл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин.

Вся работа теме «Воспитания патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» проводилась в детском саду, с детьми с 4 до 7 лет. На первоначальном этапе приобщения детей к русской народной культуре в группе была создана обстановка, близкая домашней. Это вызвало у детей желание непринуждённых игр и свободных бесед. Затем при помощи родителей собрали материал – предметы народного быта : деревянные иконки, утварь для печи, вышитые костюмы, рушники. Для систематизации, обогащения, углубления представлений детей о русских национальных традициях, был составлен перспективно - тематический план, с учетом народного календаря. Включающего в себя беседы, дидактические игры, игры – инсценировки, развлечения и т. д.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают православные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Детям приносят огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним. При этом без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дети знакомятся с новым музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Особой любовью у детей пользуются праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Весёлая Масленица, День Ангела. На Масленицу дети с удовольствием наряжаются в костюмы скоморохов, водят хоровод, поют весёлые песни, участвуют в весёлых играх. На Пасху им нравится обмениваться раскрашенными яйцами. Вниманию детей предлагаются дидактические упражнения «Катание по столу», «Чьё яичко дольше не разобьётся». При подготовке к празднику «Зиновий Синичник» - дети вместе с родителями делают кормушки, учат стихи, песни, рисуют, лепят - своё творчество посвящают птицам.

Важное место среди праздников занимают такие праздники, как уже ставшая традиционной «Покровская ярмарка», посвященная празднику Покрову Пресвятой Богородицы, Сретенье Господне, Сороки, Вербное Воскресенье. На это мероприятие воспитанники вместе с мамами и бабушками готовят сладкую выпечку, которую затем предлагают гостям этих замечательных праздников. Шутки, смех, веселье, задорные заклички, песни, народные игры, зажигательные пляски сопровождают эти события. Ни один праздник в группе, а так же прогулка на участке детского сада не обходятся без народных игр. «Дедушка Сысой», «Золотые ворота», «Дедушка Водяной». В этих играх много юмора, задора, можно смело сказать, что они влияют на воспитание нравственных чувств, развивают ум, характер, физически укрепляют ребенка.

Для развития интереса детей к историческому прошлому в группе создан музей Старооскольской глиняной игрушки. Такая игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазий. Она забавляет и радует ребенка, учит творчеству и труду, а также учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Так же дети с радостью и желанием мастерят своими руками кукол, таких как куклы - обереги, обрядовые куклы, куклы закрутки, дарят их родным и близким. Эти куклы отличаются от других кукол отсутствием лица и изготовлением без помощи иглы. «День и ночь», «Пеленашка» - это те куклы, которые дети особенно любят делать.

С большим удовольствием дети принимают участие в различных конкурсах проводимых как в детском сад, так и за его пределами; «А ну-ка, девочки», «Жаворонки летите, на крыльях весну принесите», «Оспожник», «Моя коллекция» и т. д. Также по теме «Воспитания патриотизма у дошкольников через приобщения к русской народной культуре» нами были реализованы следующие проекты: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством»,

• «Моделирование условий нравственного, патриотического воспитания дошкольников совместной деятельности детского сада и семьи»,

«Мини – музей Старооскольская глиняная игрушка»,

• «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре через ознакомление с православными праздниками и традициями».

Дети совместно с воспитателями принимали участие в социальных ярмарках проводимых СОИРО.

Исходя из вышеизложенного, педагогами сделан следующий вывод: проблема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры – одна из актуальных проблем педагогики, т. к. её решение является основным фактором развития патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Краткосрочный проект по русской народной культуреКраткосрочный проект по русской народной культуре Информационная карта проекта (или паспорт проекта) Полное название проекта: Русские народные сказки в жизни дошкольника на примере сказки.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 15:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД