Папки-передвижки

Консультация «Возрастные и психологические особенности 6–7 лет. Кризис 7 лет»

Ирина Альховатова
Консультация «Возрастные и психологические особенности 6–7 лет. Кризис 7 лет»

Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет.

Задачи:

1. Познакомить родителей с психологическими особенностями возраста детей 6-7 лет, с основными симптомами кризиса 7 лет.

2. Научить решать проблемные ситуации, возникающие в семье, характерные данному возрасту.

Ход собрания

Возраст 6 - 7 лет.

Публикация «Консультация „Возрастные и психологические особенности 6–7 лет, Кризис 7 лет“» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. (когда ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах.)

В 6-7 лет у ребенка завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации.

Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого; метрические представления (ближе/дальше, больше/меньше и т. п.); координатные представления (вверху/внизу, лево/право, прострнственные представления (в/на, над/под, за/перед).

Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть, развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

Развитие психических процессов.

Продолжает развиваться Восприятие. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков (величина и форма предметов, положение их в пространстве).

Увеличивается устойчивость внимания — до 20—25 минут. Оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Объем внимания составляет 7—8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделяет задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей : восприятия, внимания, мышления, воображения.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению.

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) (нр. ,достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)

2) наглядно-образное 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, которое связано с использованием и преобразованием понятий). (нр., может выложить последовательно 6-7 картинок, логически связанных между собой).

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный (т. е. благоприятный) для развития фантазии.

Социально-личностное развитие.

Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, когда поступает правильно; и смущение, неловкость, когда нарушает правила. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость.

Дело в том, что особенно в возрасте 6-7 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя; стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми. Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

ПОЭТОМУ

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил,его моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий («Добрый человек - это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)

Помните, поведение родителей является примером поведения ребенка.

Отношения со взрослыми:

По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о родителях, подрожать им, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. ПОЭТОМУ

Чаще рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно, быть похожим на взрослых и быть хорошим в глазах взрослого.

Отношения со сверстниками:

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

-Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными.

-Ребенок может изменить свою точку зрения, в результате столкновения с общественным мнением, мнением другого ребенка.

«Кризис 7 лет».

Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-лет. В этом возрасте появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Ведь еще с малых лет ему внушается, что, пойдя в 1 класс, он повзрослеет и будет как взрослый.

Именно поэтому ребенок хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.

Кризис 7 лет играет важную роль в формировании личности, в результате после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Важное психологическое новообразование 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Во многом кризис связан с тем, что ребенок начинает разграничивать Я-реальное (каким он является на самом деле) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать). Самооценка растущей личности становится более адекватной. Возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам

Кризис имеет свои проявления:

Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.

Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.

Негативизм. проявляется в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости - является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость. - направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают.

Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.

В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям всех. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

Почему так происходит и как справиться с таким непослушным ребенком?

-Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка, имеет большое значение. Важен пример взрослых. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Упражнение «Нельзя»

Цель: Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира.

Один из участников — «ребенок» — сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать», ноги («нельзя туда ходить», далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, — глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя — «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей.

Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Вывод: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Главный совет родителям

1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать его. Поощряйте общение со сверстниками.

3. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

4. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)

5. Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).

6. Не надо перегружать дополнительными занятиями.

7. Психологически готовьте к школе : расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться.

8. 8. Больше хвалить.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.

Консультация для родителей «Психологические и возрастные особенности детей 6–7 лет» ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 6 - 7 ЛЕТДети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира,.

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 3–4 лет» Младший дошкольный возраст - это важнейший период в развитии ребёнка. Именно в этом возрасте происходит переход малыша к новым отношениям.

Консультация для родителей: «Психологические особенности детей 3–4 лет.» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 3-4 лет» Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный.

Консультация для родителей «Возрастные и психологические особенности детей 2–3 лет» ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЦИАЛЬНО – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Играет самостоятельно, проявляет.

Консультация «Психологические особенности подросткового возраста» Границы подросткового возраста достаточно неопределённы (от 9-11 до 14-15). Одни дети вступают раньше в подростковый возраст, другие позже.

Консультация «Психологические особенности детей 6–7 лет» Психологические особенности детей 6-7 лет. Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах,.

Консультация «Психологические особенности детей раннего возраста» На этапе раннего возраста начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация «мы» и наступает психологическое.

Конспект родительского собрания «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия как форма поведения» Родительское собрание по теме «Возрастные и психологические особенности подросткового возраста. Агрессия, как форма поведения» Одним из.

Родительское собрание-практикум для родителей «Возрастные особенности детей. Кризис трёх лет. Понять и пережить»Родительское собрание-практикум для родителей «Возрастные особенности детей. Кризис трёх лет. Понять и пережить» Воспитатель - Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы хотим посвятить наше собрание кризису трех лет. Эта тема наиболее актуальна для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Возрастные и психологические особенности 6–7 лет. Кризис 7 лет»
Опубликовано: 29 октября 2019 в 19:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД