Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ

Ольга Качура
Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ

Возрастные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, при обучении ПДД и ОБЖ

Старший воспитатель

МБДОУ №16

Качура О. А

СЛАЙД №2

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Но работа педагога с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями — «это можно, а так нельзя».И первое, что мы должны осознать это причины ДТП.

СЛАЙД №3

Причины детского дорожно-транспортного травматизма:

• Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

• Игры на проезжей части и возле нее.

• Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

• Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора.

• Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений и других препятствий.

• Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

• Незнание правил перехода перекрестка.

• Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

• Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей:

СЛАЙД № 4-7

В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части.

Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет.

Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.

У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны.

Дети не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.

Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности.

Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно хорошо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.

В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.

Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Дошкольников нельзя отпускать одних на улицу, при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).

СЛАЙД №8

В данное время существует очень много методической литературы по данной теме:

программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н. Н., Стеркиной и Князевой Н. А. ;

О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения»;

система С. II. Черепановой в книге «Правила дорожного движения дошкольникам»;

Т. Г. Кобзева «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников»;

Шорыгина Т. А. «Три сигнала светофора»;

Л. А. Комлева, В. Л. Шмундяк «Ваш ребенок и дорога»;

программа Е. А. Козырева, Т. А. Пухова, В. Л. Шмундяк «Азбука поведения на дороге», «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города»;

и т. д.

Пособий, как мы видим, огромное количество. Но проанализировав их, можно увидеть и достоинства и недостатки.

Программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации.

Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов, приемов и принципов.

СЛАЙД № 9

Следует соблюдать следующие принципы:

Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядность - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Деятельность - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграция - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированный подход - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Возрастная адресованность - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

СЛАЙД № 10-11

Что должен еще знать воспитатель при планировании работы по ПДД и ОБЖ:

1) физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;

2) факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;

3) наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;

4) понятие «опасность» и связанные с ней особенности поведения детей на дороге;

5) психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;

6) психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;

7) особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;

8) методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

9) методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их специфику;

10) учебные, наглядные и методические пособия;

11) основные причины нарушения ПДД детьми;

12) типичные ошибки детей на дороге;

13) основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;

14) особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса.

СЛАЙД № 12

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи: - воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней; -развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице; -обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

СЛАЙД №14-15

Заключение

Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

На данный момент на дорогах царит хаос и невероятно сложная обстановка, в связи с тем, что люди забыли, что точное соблюдение правил дорожного движения это закон и обязательное условие выживания на дорогах. Дорога не нуждается в оправданиях, она не терпит даже самых маленьких нарушений, обязывая бдительности и постоянному вниманию, потому, что из-за невнимательности и гибельной беспечности могут погибнуть множество людей, которые могут оказаться нашими близкими, детьми.

ПОМНИТЕ! Все взрослые являются примером для детей!

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Берегите себя и своих близких и не забывайте, что самая доходчивая форма обучения – личный пример!

Публикации по теме:

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возраст «почемучек». Возрастные особенности детей 4–5 лет» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 «Маячок» Консультация для родителей «Возраст почемучек».

Консультация «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Вашему вниманию предлагается презентация «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет» «Возрастной портрет ребёнка» Будет учебная деятельность.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Протокол родительского собрания № 1 второй младшей группы «Ромашки». От 16. 10. 15года Тема «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет» Присутствовало.

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей 2–3 лет» №5 от 5 ноября 20015 года Присутствовали: Медведенко Л. В. - инспектора ОГИБДД Михалева Н. А. – педагог-психолог Ситдикова О. Х. – старший.

Психолого — педагогические и физиологические особенности детей 4–5 лет Слайд 1. Вашему вниманию представляю презентацию на тему: «Психолого – педагогические и физиологические особенности развития детей 4 - 5лет».

Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3–4 лет» с презентацией Приложение к презентации "Возрастные особенности детей 2-3 лет" 2 слайд Ребёнку исполнилось 3 года - это возраст, который можно рассматривать.

Сообщение для родителей на родительском собрании «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Прошло долгожданное лето, и вот мы уже стоим на пороге младшей группы. Многие из вас заметили, как подросли дети, увидели, насколько они.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я САМ».Ребенок хочет стать «как взрослый»,но,понятно,быть им не может. Отделение.

Консультация «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста» Детство дошкольника- большой отрезок жизни ребенка. В это время условия жизни стремительно расширяются. Раздвигаются рамки семьи, ребенок.

Консультация «Возрастные психологические особенности детей» Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 13:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной...
Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа слов...
«Водоёмы нашего края». Урок по окружающему миру. 4 класс
Урок по предмету «Окружающий мир. 4-й класс, тема: "Водоемы нашего края" Учитель: Каргина Л. А. Цель: Знакомство с водоемами нашего края и их значением в...
Фотоотчет «Задания для адвент-календаря». 2 часть
Каждый день мы с дошкольниками продолжаем выполнять разные тематические задания для, чтобы сделать ожидание Нового года как никогда волнительным и...
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебное...
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности:...