Надежда Иванова
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС посредством совместной творческой, проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете: Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС посредством совместной творческой, проектной деятельности»
. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС посредством совместной творческой, проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования.
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. ФГОС утвержден 17.10.2013 г., вступил в силу с 01.01.2014 г. ФГОС разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Цель взаимодействия
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, партнерских отношений участников педагогического процесса, включение родителей в жизнь ДОО.
Задачи
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ДО.
Актуальность состоит в том, что сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней,
Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
- объединить усилия для развития и воспитания детей
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Для достижения высокой результативности организацию взаимодействия с родителями (с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работы с родителями в детском саду) начинаю с изучения (по средствам анкетирования, личных бесед, наблюдений, рассказов ребенка) :
Состава семьи
Микроклимата семьи
Жилищные условия
Возрастные особенности
Особенностей детей и родителей
Материального обеспечения
Образованности и профессии
Проанализировав всю собранную информацию, современных родителей можно разделить на несколько групп. Я придерживаюсь классификации по типу занятости.
Условная классификация современных родителей.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.
Ожидают от ДОУ:
полноценное развитие;
оздоровление;
обучение и воспитание;
организация
интересного досуга хороший присмотр и уход за ребенком;
(Задача педагога – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками
Они не хотят лишать ребенка:
полноценного общения;
игр со сверстниками;
развития и обучения.
Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа – это семьи с неработающими мамами.
Они ждут от детского сада:
интересного общения со сверстниками;
получения навыков поведения в коллективе;
соблюдения правильного режима дня;
обучения и развития
Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.
Одной из традиционных форм работы является:
Родительское собрание
Тематические встречи
Анкетирование
Музыкальные развлечения (осень золотая, день защиты детей)
Тематические праздники (новый год, 8 марта)
Консультации на интересующие темы
Выставки совместных работ (дары осени, мастерская деда мороза, моя мама солнышко)
Нетрадиционные формы работы
Выпуск плакатов, стенгазет
Сайт детской сада
Фотовыставки, видеопрезентации
Буклеты
Родительский стенд, уголок (в нем помещен практический материал, дающий возможность понять, чем ребенок занимается в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.)
Творческие совместные конкурсы («Будем знакомы», «Эмблема группы», «Сказки дядюшки Корнея»)
Участие в тематических проектах («Урал –наш край родной», «Новый год», «Моя мама солнышко», «День победы»).
На мой взгляд, сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является совместная творческая, проектная деятельность. Она позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, объединяющая детей, педагогов и родителей. Совместная деятельность сближает детей и взрослых, формирует партнерские отношения, воспитывает чувство сопереживания за общее дело и его результат.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществить воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материала, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации развивают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектном, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и умение общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению между ребенком, родителями и детским садом.
Моя работа началась с опроса на тему «Считаете ли вы нужным сотрудничество детского сада и семьи?». Анализ ответов показал, что 60% опрошенных родителей ответили положительно, 30% не видят необходимости в этом, 10% вообще не дали ответ.
После проведения работы по взаимодействию с родителями через совместную, творческую, проектную деятельность, я попросила ответить на тот же вопрос повторно. И результат показал, что 90% опрошенных родителей дали положительный ответ, 10% так и не видят необходимости в этом.
Значение совместной творческой деятельности.
Для родителей :
пробуждает интерес к познанию самих себя и детей
повышает их культурную компетентность в области воспитания
помогает преодолеть разногласия
Для педагогов:
позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем
вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей
развивается личностная культуры сотрудничества.
Для детей:
получают возможность гордиться родителями и педагогами и принимать непосредственное участие в общем деле
сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо
заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Прихожу к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги: родители стали проявлять истинный интерес к жизни группы, научились выражать восхищения результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Таким образом, подобранная мною система мероприятий оказалась эффективной.
Использование такой формы работы как совместной творческой деятельности, проектной деятельности помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.