Наталья Химченко
Взаимодействие с родителями по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение: родители и педагоги. В последние годы отмечается тенденция увеличения количества детей с проблемами в речевом развитии. В наш техногенный век дети большую часть времени проводят за компьютером, просмотром телепередач, прослушиванием музыки. С одной стороны, это неплохо, но живое общение также необходимо. Из-за нехватки времени и занятости родителей, из-за снижения воспитательного потенциала семьи и отстраненности от воспитательно-образовательного процесса, а также перекладывания ответственности на педагогов дети все больше лишаются родительского общения. Но от того, как родители говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, будет зависеть, насколько малыш реализуется в этой жизни, какую информацию он получит от взрослых. Как самые близкие люди строят свои отношения, общаются, играют с ребенком в семейном кругу – от этого также зависит качество речевого развития малыша. Решение проблемы – в поиске педагогом способов тесного сотрудничества с родителями.
Публикация «Взаимодействие с родителями по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель взаимодействия с родителями – вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи
Повышение компетентности родителей в области речевого развития.
Активация и обобщение воспитательных и образовательных умений родителей по развитию речи.
Создание условий для условий игровой и развивающей деятельности родителей и детей.
Развитие речи через театрализованную деятельность
В процессе такой работы формируется устойчивый интерес детей к театрально-игровой деятельности, расширяется и активизируется словарь детей, совершенствуется диалоговая речь, развивается мелкая моторика рук, артикуляционный аппарат.
В младшей и средней группах целесообразно систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения детей приобретают большую уверенность. Ребята легче переключаются с одного движения па другое, понимают тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка.
Также полезны:
введение игр и упражнений на развитие дыхания и речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации;
переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый или настольный);
движение в сторону более сложного вида деятельности — драматизации рассказов и сказок, в ходе которой используются разные маски или элементы костюмов и виды театров (настольный, пальчиковый, Бибабо); дети могут разыгрывать текст в качестве актеров;
совершенствование диалогической речи, развитие умения рассказывать : описывать предмет, картину (развивать монологическую речь);
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи. Задача педагога – поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию речи является театрализованная игра. Она задействует эмоции дошкольников : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В подготовительной группе нужно помогать детям составлять план рассказа и придерживаться его, способствовать развитию творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему, стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса.
А также:
развивать связную, грамматически правильную, выразительную диалогическую и монологическую речь;
совершенствовать артикуляционный аппарат;
развивать звуковую и интонационную культуру речи;
формировать позитивные установки к различным видам творчества;
овладевать навыками общения и коллективного творчества.
Для решения данных задач по взаимодействию с родителями целесообразно использовать различные формы работы.
Анкетирование
Это одна из активных форм получения информации и обмена ею. Анкетирование помогает педагогу получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в нужном направлении («Что и как читать детям», «Как расширять и развивать словарь дошкольников», «Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»).
Консультации
Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе этой формы работы педагог стремиться дать родителям квалифицированные советы. Информирование родителей о том, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это поможет в организации речевых занятий дома.
Родительские собрания
На собраниях педагог:
просвещает родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;
призывает к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей;
повышает уровень педагогической компетентности родителей.
Предоставление наглядного материала по развитию речи
Для повышения информированности родителей все необходимые материалы и рекомендации по речевому развитию размещаются на стенде в «Уголке для родителей» и в папках. Также выдается раздаточный материал: памятки, рекомендации («Рекомендации родителям, испытывающим затруднения в воспитании детей»; «Рекомендательный список для чтения детям 5–6 лет»; «Пальчиковые игры и упражнения»; «Дидактические игры по развитию речи»; «Словесные игры и упражнения на развитие речи» и т. д.).
Также родителям предлагается оснастить речевой и театральный уголки (приобрести дидактические игры, зеркала, буквенные веера, заламинировать раздаточный материал, подготовить картотеки и т. д. ; изготовить различные виды театра, маски, атрибуты,
костюмы и т. д.).
Выставка «Моя любимая книга»
Детям предлагается принести из дома свои любимые книги. При этом нужно хорошо знать их название, автора, жанр, уметь пересказать содержание. В этом детям помогают родители.
Совместные домашние задания
Это вид совместной домашней деятельности ребенок + родители. Рекомендуется сделать традиционной семейную игру «Необыкновенные словечки». Целью игры является расширение словаря ребенка. В выходной день родители «дарят» ребенку новое слово, фразу или предложение, обязательно объясняя их значение. Затем ребенок вместе со взрослыми рисует это слово или наклеивает соответствующую картинку на листке, на обратной стороне пишет само слово и приносит его в группу, знакомит с ним детей. Эти картинки помещаются в группе в папку «Умные слова» и время от времени с ними проводятся разнообразные игры («Опиши картинку», «Составь рассказ по картинке» и т. д.).
Также можно давать детям на дом следующие виды домашнего задания: прочитать и пересказать небольшой рассказ или сказку, описать или придумать рассказ.
Мнемотаблицы
Использование мнемотехники при пересказывании сказок, рассказов является очень действенной методикой. Дети с гораздо большим интересом запоминают, иногда сами пытаются разгадать задуманные строки, подобрать рифму. Мнемотехника способствует развитию логического мышления и связной речи. Полезно объяснить родителям, как пользоваться мнемотаблицами и как их можно нарисовать.
Педагогу важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Все перечисленные формы деятельности помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют объединению педагогов и родителей в вопросах преодоления недостатков развития речи у детей дошкольного возраста.
Овладение ребенком речью идет успешнее, если с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Успех в работе по речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей