Людмила Моисеева
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка речевого развития (позднее появление первых слов, отставание в формировании фразовой речи, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют : недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Для успешного решения проблемы в процессе целенаправленного речевого воспитания необходимо учитывать определённые условия, влияющие на развитие речи детей - речевая среда, социальное окружение, семейное благополучие, индивидуальные особенности личности, познавательная активность ребенка.
Вопросам взаимосвязи детской речи и рисунка в развитии личности ребенка занимались А. Д. Алехин, Л. Н. Бачерикова, A.А. Дмитриева, З. В. Денисова, Е. Н. Колокольцев, Т. С. Комарова Р. Г. Мирошкина, Е. В. Савушкина, Н. М. Сокольниково, Г. П. Шевченко и многие другие исследователи.
По мнению А. Запорожца, ведущими у детей дошкольного возраста являются игровая, коммуникативная и продуктивные виды деятельности.
Согласно Н. Луцан приоритетные те, которые сопровождают любую деятельность ребенка – познавательная, игровая, речевая деятельность, без которой невозможна изобразительная деятельность.
Детское изобразительное творчество понимается как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в собственном продукте (рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Он «дорисовывает» словами то, что не может изобразить. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон речи, а также всех сторон личности ребенка.
В ходе исследования была поставлена цель: определить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития связной речи, а также разработка программы «Дизайн – студия «Солнышко», направленной на развитие изобразительного творчества.
В теоретической части определили понятие детского дизайна, его типы и виды, взаимосвязь творчества и развитие речи дошкольников, организацию занятий по дизайн-деятельности, рассмотрели критерии и уровни развития связной речи и детского изобразительного творчества.
На первом этапе выявили у детей старшей группы исходный уровень развития связной речи и изобразительного творчества. На втором этапе проводили апробацию нашей программы «Дизайн – студия «Солнышко». Целью данного этапа было развитие связной речи у детей средством занятий по дизайн-деятельности.
С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (проводились консультации по организации занятий по детскому дизайну дома, а также объяснялась важность выполнения детьми домашних заданий и необходимость сохранения работ детей в целости).
По окончании провели заключительное занятие совместно с родителями: подвести итог проделанной работы, продемонстрировать достижения детей в области творческого мышления, воображения и эмоционального мира детей, а также выявить итоговый уровень развития связной речи у детей. Результат показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес к творчеству, и к занятиям по дизайну особенно, дети с удовольствием рассказывают о своей работе, используют свои навыки дома и в саду в других видах деятельности.
Таким образом, результаты работы доказали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития в живом общении с искусством улучшают свою речь, учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.
Реализация данного курса занятий на протяжении двух лет позволяет добиваться положительных результатов: у детей появилась способность быстро генерировать поток идей, решений, подходящих объектов, применяя разнообразные подходы и стратегии при решении задач; появились ростки к придумыванию нестандартных, необычных идей и решений, появилась способность к разработке деталей в рисунках, появление сюжетов; дети научились переносить навыки и умения, полученный на занятиях в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности; у детей появилась уникальная способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию; у детей преобладают положительные спонтанные реакции, эмоции, приподнятое настроение, чувство юмора; самое главное повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас; повысился уровень произвольных процессов, самоконтроля, а также уровень развития мелкой моторики; в рисунках детей стали преобладать яркие, светлые краски, дети научились выражать положительные эмоции через рисунок; повысилась психологическая компетентность и мотивация родителей к совместной деятельности со своими детьми.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно.
Любой ребенок от природы – дизайнер. С каким увлечением дети строят целый мир из всего, что попадается под руку! И чем меньше вокруг готовых игрушек, тем этот процесс интереснее. В играх и в быту маленькие творцы знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах, учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.
Использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности помогает сделать мероприятия интересней и увлекательней. Дошколята с большим удовольствием тонируют листы бумаги поролоном, рисуют цветы для мамы, листья у «Чудо-дерева» ладошками, складывают из бумаги лисичек, зайчат и белых журавлей – символ победы (оригами, процарапывают салют в подарок любимому детскому саду, рисуют пластилином «Осень», «Цветы небывалой красоты», «Космос» и многое другое.
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Например, в этом году мы с ребятами изготовили макеты «Юрта», «Байкал», «Иркутский вокзал» : все это, мы используем в образовательной деятельности. Также мы изготовили маски для театрализованного уголка, сделали подарки для мам, пап и любимого детского сада.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. В ней проявляются особенности мышления и воображения, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении как на вербальном, так и невербальном уровне. Желание поделиться впечатлениями с окружающими и понимающими их людьми. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой - научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Есть такая фраза: «Дизайнер – не тот, кто из дорогих материалов, создает еще более дорогое, а тот, кто из ничего – создает шедевр». Мы с ребятами всегда следуем этому принципу. В течении всего учебного года, занимаясь дизайном, мы создавали свои шедевры дизайна, которые затем решили объединить в одну дидактическую игру «Мой дом – моя крепость». Цель этой игры: Развитие творческих навыков у старших дошкольников, закреплять опыт тематического конструирования в дизайн-деятельности. Осуществляя эмоциональную поддержку, создаю радостную обстановку в группе, поощряя любые выдумки и фантазии ребят.
Для лучшего запоминания достопримечательностей родного города сделала своими руками дидактические игры (разрезные картинки-пазлы) «Мой город», для лучшего запоминания деревьев и кустарников - «С какого дерева листочек?»
С помощью игровых технологий развиваю речь и творческие способности детей. Например, совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок с помощью рисования песком «Песочные сказки», дает детям опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Сегодня в педагогике продолжается поиск эффективных путей для развития речи детей дошкольного возраста. Одним из таких путей может быть рассмотрен подход Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, С. А. Мироновой и др., которые в своих исследованиях по проблеме художественного творчества показывают взаимосвязь изобразительной деятельности и развития речи детей дошкольного возраста. На занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией могут способствовать решению разных задач речевого развития детей : накопление и обогащение их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описать увиденное, рассказать о созданном изображении.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи дошкольника.