МААМ-картинки

Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста

Елена Стоцкая
Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста

Взаимосвязь обучения и развития является одной из центральных про-блем педагогической психологии. Вопрос о взаимосвязи обучения и развития является принципиально важным, поскольку существуют различные точки зрения на этот вопрос.

Итак, согласно одной из них, обучение-это развитие, хотя природа обучения понимается всеми по-разному, обучение в бихевиоризме - это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, основанного на законах упражнения, готовности, непрерывности во времени и подкрепления. Согласно другой точке зрения, обучение является лишь внешним условием для созревания и развития. Пиаже: «мышление ребенка обязательно проходит все известные фазы и стадии, независимо от того, учится ребенок или нет. Однако возраст, в котором появляются новые структуры интеллекта, может варьироваться в зависимости от физической или социальной среды». В свободных отношениях и дискуссиях предложные идеи ребенка быстро заменяются рациональными идеями, но они дольше сохраняются в отношениях, основанных на авторитете.

Публикация «Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В отечественной психологии подтверждается точка зрения, сформулированная Л. С. Выготским и разделяемая все большим числом исследователей. Согласно этой точке зрения, образование и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, так как, по словам Л. С. Выготского, «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новые образования». Из фундаментального положения Л. С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, а обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само основано на действительном развитии. Обучение-это не развитие, а внутренне необходимый и универсальный момент в развитии природных, но культурно - исторических черт личности ребенка. В процессе обучения создаются предпосылки для будущих новообразований, а для того, чтобы создать зону непосредственного развития, то есть генерировать ряд внутренних процессов развития, необходимы правильно построенные процессы обучения. Мало учесть, что ребенок может и может сделать сегодня и сейчас, важно, что он может и сможет завтра, какие процессы, даже если они не завершены сегодня, уже «созревают». Исследуя то, что ребенок может сделать в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня - зону непосредственного развития.

В течение многих лет гипотеза Выготского оставалась блестящей интуицией. Дальнейшее развитие культурно-исторической теории осуществляли в своих исследованиях А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. В. Давыдов и др. Они показали, что развитие обобщений основано не на общении языкового типа, а на непосредственной практической деятельности субъекта. А. Н. Леонтьев обосновал концепцию ведущей деятельности в развитии ребенка; смена различных видов ведущей деятельности в ходе онтогенеза связана с появлением новых мотивов, которые формируются в рамках ведущей деятельности, предшествующей данному этапу развития, и которые побуждают ребенка менять свое положение в системе отношений с другими людьми.

Следующий шаг в развитии идей Л. С. Выготского был подготовлен работами П. Я. Гальперина и А. В. Запорожца, посвященными анализу структуры и становления субъектного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Так началось продуктивное изучение функционального развития психики ребенка, предсказанное Л. С. Выготским.

Все последующие исследования российских психологов подтверждают основополагающий принцип в соотношении обучения и развития - обучение играет ведущую роль в развитии.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь обучения и развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 22:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД