Елена Константинова
«Эффективность использования нетрадиционных форм работы при взаимодействии с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два социальных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Публикация «„Эффективность использования нетрадиционных форм работы при взаимодействии с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Приоритетным направлением работы в нашей группе является обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
Для скоординированной деятельности мы используем следующие активные формы и методы взаимодействия с семьями :
1. Групповые родительские собрания в нетрадиционной форме;
2. Дни общения (консультирования);
3. ООД для родителей (где либо дети – участники данной деятельности, так называемые «Дни открытых дверей», либо родители – занимают место ребёнка);
4. Совместные экскурсии
5. Дни добрых дел (помощь в благоустройстве территории или группы);
6. Совместная организация праздников, досугов для детей;
7. Спортивные мероприятия между семьями, имеющие состязательный характер;
8. Организация фестивалей творчества (конкурсы рисунков, поделок совместных взросло-детских работ, фотовыставок.
Данные формы работы способствуют развитию творческой инициативы родителей, повышению их компетентности в вопросах воспитания.
Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, хотелось бы подробнее рассказать о том, как мы проводим родительские собрания, участниками которых являются и дети. Вместе с детьми мы тщательно готовимся к встрече родителей: делаем пригласительные билеты, обустраиваем группу.
Наши встречи проходят регулярно, они яркие по экспрессивности, полезные и увлекательные по содержанию, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали. Многие им удивились и были в восторге.
Тесный контакт ребенка с семьёй обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Одной из форм встреч с семьями являются «Деревенские посиделки». Творческий подход: русские народные игры, конкурсы, песни, хороводы, традиционный русский каравай, угощения по старинным рецептам приносят всем много радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордятся своими детьми, а мы – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. Такие встречи расширяют границы общения взрослого и ребенка, укрепляют семейные связи.
Организация досугов и развлечений в работе с родителями является самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной деятельностью. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
С детьми и родителями своей группы мы организуем и проводим:
1. Праздники: «День Матери», «День защитника Отечества», «День семьи», «Международный Женский день», «День рождения»;
2. Развлечения: «Семейные посиделки», «День смеха» и другие;
3. «Все профессии нужны, все профессии важны» - встречи, когда родитель какого-либо ребёнка приходит в группу и рассказывает детям о своей интересной профессии;
4. Спортивные досуги: «Семья – здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы интеллектуалы»;
5. Спектакли «Муха-Цокотуха», «Золушка», «Кошкин дом», «Дюймовочка»;
6. Совместные экскурсии «В мире книг», «Мой любимый детский поэт», «Мы – друзья природы», «Защитим наш общий дом – планету Земля».
Проводимая работа позволяет повысить не только психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений, но и укрепить их, улучшить взаимопонимание.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! И если они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Ведь не зря гласит русская пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Отдельно хочется сказать несколько слов о ещё одном празднике – это День рождения. Китайская народная мудрость гласит: «Жизнь складывается не из количества сделанных вдохов и выдохов, а из тех моментов, когда от счастья захватывает дух». Для ребёнка - это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и родители умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка становится праздником и для других детей. Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, но и массу незабываемых впечатлений.
Воспитанники нашей группы любят ходить на экскурсии (школа Юннатов, библиотека С. Я. Маршака, парк Советского района, ведь рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о знаменитых земляках, о своем крае, о защитниках Родины. Затем увлеченно рисуют, делают поделки, оформляют выставки совместного творчества, фотовыставки.
В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Не это ли начало патриотического воспитания, зарождение чувства любви к семье, природе, к Родине?
Совместное участие родителей и детей в конкурсах и фестивалях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, единицы остаются равнодушными.
Хочется сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую–нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Каждый конкурс не остается без грамот и благодарностей и призов.
На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками всех событий, происходящих в группе. Они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни детского сада, активно участвуют в совместных мероприятиях, выражают восхищение результатами детской деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением, но, прежде всего, профессионализмом.
Но мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.