Лучший педагог года

Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы)

Галина Игинова
Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы)

Традиционные и инновационные формы работы семьи и образовательного учреждения.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

Именно поэтому взаимодействие с родителями воспитанников в настоящее время занимает место в ряду приоритетных направлений образовательного процесса дошкольных учреждений.

Публикация «Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы)» размещена в разделах

Взаимодействие с семьями воспитанников, поиск таких методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции - одно из важных направлений деятельности нашего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянска.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

Понимание необходимости построения работы с семьей на качественно новом уровне потребовало от нас четко сформулировать и распределить управленческие функции между руководителем ДОУ и другими участниками образовательного процесса. (Приложение 1)

На этапе реализации информационно-аналитической функции выделили следующие направления деятельности:

- изучить условия, созданные в ДОУ для организации взаимодействия с семьями, определить эффективность форм и методов работы педагогов с родителями;

- проанализировать степень вовлеченности родительской общественности в жизнь и деятельность ДОУ;

- определить перспективы работы по укреплению связей с семьями.

Используемый инструментарий: наблюдения в процессе мероприятий для родителей, беседы и обращения родителей, самоанализ педагогов по данному направлению. Анализ полученных данных позволил определить негативные факторы, тормозящие эффективное взаимодействие с семьями. Причем, эти факторы присутствовали как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Со стороны педагогов:

• неумение воспитателей принять позицию другой стороны, стремление навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога;

несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика;

• внушение родителям отрицательного образа ребенка;

• стереотипы в организации работы с родителями : воспитатели должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, подчас избирая для этого менторский тон нравоучений, убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать;

• неумение найти индивидуальный подход к семье, к каждому ее члену;

• использование в основном традиционных форм работы с родителями, не отвечающих новым тенденциям в дошкольном образовании.

Со стороны родителей:

• принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, тенденция перекладывания ответственности на педагогов и устраненность от воспитательно-образовательного процесса;

• нехватка времени;

• ощущение несостоятельности с точки зрения педагогики;

• неумение принять позицию другой стороны и перейти к конструктивному диалогу.

Полученные данные рассматривались как основа в реализации прогностической функции и позволили определить цель в работе с родителями :

-изменение подхода к семье, апробация новых форм работы дошкольного учреждения с семьей и на этой основе переход к новым формам отношений родителей и педагогов.

Для достижения данной цели определили следующие задачи:

выработать теоретические основы новых форм отношений родителей и педагогов, принципы организации работы с родителями;

• проанализировать социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду;

• выявить наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьей с точки зрения родителей;

• определить функции работы образовательного учреждения с семьей и отобрать наиболее эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи;

• ознакомить с сущностью нового подхода педагогов, которые не знакомы с ним либо не заинтересованы в его реализации, показать все преимущества предлагаемого взаимодействия с родителями, разъяснить, какую пользу получают от этого сами педагоги:

• оказать методическую помощь педагогам с целью реализации нового подхода к взаимодействию с семьей в практической деятельности;

• стимулировать и мотивировать участников;

• организовать переход от монопедагогического к полипедагогическому взаимодействию;

отработать механизм «обратной связи» (оценка качества родителями);

Работа началась с наработки теоретической основы новых форм отношений родителей и педагогов, определяющими стали понятия «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - определили как общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Под взаимодействием понимаем способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Для практического освоения этих понятий были выработаны принципы взаимодействия педагогов нашего ДОУ с родителями:

1. Поощряем участие родителей, выражаем свою признательность.

Подсказываем родителям, как они могут участвовать в жизни группы и сада. Даем родителям знать, что мы ценим их участие.

2. Стараемся разнообразить виды участия родителей, позволяем семьям самим решать, как они могут помогать детскому саду наилучшим образом.

У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой. Говорим, что любой вклад с их стороны приветствуется.

3. Делаем акцент на сильных сторонах ребенка, семьи.

Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Подчеркиваем сильные стороны ребенка и семьи. Не торопимся с оценками, не используем выражения типа «ваш Саша», «ваш ребенок», подчеркивая отстраненность от проблем воспитания. Опираемся на положительные качества родителей и их сильные стороны

4. Демонстрируем конкретные позитивные способы взаимодействия, например: «Саша придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли». Позитивный настрой на общение - самый прочный фундамент, на котором мы строим всю работу педагогов группы с родителями.

5. Поддерживаем тесные контакты.

Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.

6. Стараемся вовлекать всю семью.

Отцы часто исключаются из общения с ДОУ. Продумываем, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других членов семьи.

7. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

8. Сохраняем конфиденциальность.

Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечиваем полную конфиденциальность информации о каждой семье.

9. Сотрудничаем с другими партнерами в вашем районе.

Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги. ДОУ не может предоставить семьям всего спектра услуг, но мы может сотрудничать с другими социальными институтами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (школа, служба здравоохранения).

Решая задачи нормативно-правового обеспечения, переработали документы, регулирующие взаимодействие с родителями: Положение о Родительском комитете, Положение об общем родительском собрании, план работы Родительского комитета. Родительский договор дополнили актуальными для нашего времени и способствующие повышения доверия родителей к ДОУ и воспитателям пунктами - родители могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время; воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка; все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с письменного согласия родителей.

Провели анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду (анкетирование, личные беседы, опросы)

Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, были условно разделены нами на три группы:

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Наша задача — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу будем опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

При анкетировании родителей на вопрос: «Какие формы взаимодействия ДОУ с семьей предпочтительнее для Вас?» — были предложены следующие варианты ответов:

- посещение семьи на дому — 8%;

общее родительское собрание —17%;

групповые родительские собрания с воспитателями — 30%;

групповое родительское собрание с приглашением специалистов -58%;

совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах - 86%;

лекционная форма — 15%;

индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами —72%;

родительские собрания с включением открытых мероприятий —67%

По итогам анкетирования сделали вывод, что наиболее востребованы родителями активные формы взаимодействия.

Принимая во внимание все полученные результаты, определили функции работы с семьей для своего образовательного учреждения:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ.

Реализация этой функции начинается еще до поступления ребенка в ДОУ. Для желающих в будущем отдать детей в детский сад проходит предварительная ознакомительная встреча, которую проводит заведующий. В беседе обращаем внимание на то, что ребенку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения; что родители — всегда желанные гости, к их пожеланиям охотно прислушаются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Затем родителей знакомим с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок. Показываем им прихожую, спальню, игровую комнату, рассказываем о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждается адаптационный период к детскому саду.

На этапе заключения родительского договора родителей знакомят с письменной информацией о ДОУ, которая включает в себя:

• Устав и программу развития ДОУ;

информацию о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ, их квалификации.

• сведения о работе профильных специалистов (логопеда, психолога, их квалификации.

работу и график дополнительного образования (кружки, студии и т. п.)

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. В традиционных формах работы с семьей этой функции отводится достаточно внимания. В рамках нового подхода изменили лишь отношение к их реализации - информация должна быть актуальной для родителей и не являться формальностью. Используются: открытые занятия с детьми ДОУ для родителей; видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами и предлагаются родителям, практические рекомендации, записанные на аудиокассеты, которые родители могут взять домой, поупражняться со своим ребенком.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (участие в экскурсиях, утренниках; ремонте и благоустройстве сада; участие в работе родительского комитета; оказание материальной помощи и др.)

4. Помощь отдельным семьям в воспитании осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель, опираясь на познания в дошкольной психологии, о кризисах в развитии ребенка дает родителю индивидуальный совет. Если проблема серьезная, то педагог советует обратиться к специалисту (психологу). При этом воспитатель ни в коем случае не использует в разговоре назидательный тон, не высказывает оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог выступает в роли собеседника, главная его задача — проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительским комитетом, комиссиями комитета. Установление связей педагогов с семьями детей мы определили как одну из основных задач родительского комитета ДОУ

На этапе осуществления организационно-исполнительской функции задача заведующего как управленца - организация мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, непосредственно взаимодействующих с семьями. Для ознакомления педагогов с сущностью нового подхода был проведен ряд консультаций, практических занятий. Основная их цель — формирование готовности педагогического коллектива к эффективному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста, создание команды единомышленников.

В решении задачи оказания методической помощи педагогам с целью реализации нового взаимодействия с семьей в практической деятельности главный упор сделали на формирование умений построения успешных коммуникаций.

У педагогов есть, что сказать родителям, однако часто в силу личностных особенностей они выбирают неконструктивные способы сообщения этой информации. В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое или "кричащее" противоборство сторон. Для решения этих проблем творческой группой был разработан цикл практических занятий для овладения педагогами профессиональными коммуникативными педагогическими умениями.

На одном из первых занятий педагогам предложили анкету для самодиагностики взаимодействия в системе «педагог – родитель», познакомили с методикой контактного взаимодействия (автор - Д. Б. Филонов, проиграли ситуации ее практического применения (Приложение 2).

Результатом деятельности педагогов в ходе последующих занятий явилась выработка технологии продвижения к «психологии доверия» (Приложение 3).

На практических занятиях педагогам предлагалось выбрать и опробовать различные варианты взаимодействия, оценить их, выработать собственную профессиональную позицию в общении, учитывая гуманистическую направленность деятельности. Например, они делись на подгруппы и рассматривали ситуацию взаимодействия с родителями воспитанников, предложенную кем-то из участников другой подгруппы. Проанализировав ее, они предлагали различные варианты построения общения, после обсуждения предпочтение отдавалось наиболее оптимальному.

Овладение техникой оптимального взаимодействия позволит педагогам упорядочить процесс общения, сделать его психологически комфортным, приобрести уверенность в противостоянии трудностям и недостаткам в работе с родителями.

Одно из занятий цикла было посвящено приемам и средствам самореализации, включающим овладение своим организмом (саморегуляция, мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаимодействия, улучшение техники речи.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому в цикл занятий с педагогами включили практическое занятие по овладению техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции "обвинителя", негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника "Я-сообщения" (автор- Т. Гордон). При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителями, а также снижению напряжения (Приложение 4).

Необходимое условие успешности всей работы - продуманная мотивационно-стимулирующая «политика» руководителя. В условиях своего образовательного учреждения осуществлялась администрацией в следующих направлениях:

- увеличение степени включенности всех участников образовательного процесса в реализацию функций управления;

-стимулирование всех участников образовательного процесса.

Включенность педагогов и их стимулирование явились достаточно отработанными за счет включения в содержания «Положения о выплатах из стимулирующего фонда МБДОУ детского сада № 114 «Чебурашка» г. Брянска».

Необходимо было сделать привлекательным участие в работе ДОУ для родителей. Апробировали и включили в практику взаимодействия следующие формы :

-объявление благодарности родителям на выпускном празднике;

- картотека добрых дел по группам;

-вручение благодарности на родительском собрании;

- размещение объявления с благодарностью на общесадовом стенде.

В условиях нашего ДОУ, при наличии достаточного количества узких специалистов важной задачей явилась организация перехода от монопедагогического к полипедагогическому взаимодействию.

Традиционно рассматривается монопедагогический вариант взаимодействия воспитатель-ребенок и соответственно воспитатель - родители. Однако реально осуществляется полипедагогическое взаимодействие. В группе работают как минимум два воспитателя и помощник воспитателя, есть инструктор по физической культуре, музыкальный работник, психолог, логопед, медицинский работник. Конечно, воспитатель группы проводит с детьми гораздо больше времени, нежели профильные работники, однако для детей и родителей он «вписан» в общность педагогов, работающих с детьми данной группы. Педагогическая деятельность на самом деле есть деятельность совместная. И чтобы правильно выстроить сотрудничество педагогов, работающих в одной группе, нам необходимо сформировать единую «педагогическую команду», которая будет придерживаться общей цели и работать согласованно.

«Педагогическая команда»— это группа педагогов, работающих с конкретной группой детского сада. Формирование таких команд и организация их взаимодействия с родителями явилось одной из существенных задач заведующего ДОУ. Использовались упражнения на сплочение команды (приложение 5, где нужно было выполнить какую-либо творческую задачу или несколько последовательных действий таким образом, чтобы одинаково эффективно задействовать всех членов группы. Участники тренинга сами решали вопрос, каким образом организовать процесс, кто лидер, что необходимо сделать и как задействовать всех. Таким образом, все понимали значимость вклада каждого в общее дело и повышения уровня осознанности своих профессиональных знаний, умений и навыков. Подобные упражнения помогали педагогам почувствовать ответственность за последствия своих действий, решений, преподнесение информации и проявление своей личной позиции

На этапе осуществления контрольно-оценочной функции одной из основных задач была наработка оценочного инструментария. Предложены следующие формы и методы :

- план- график проведения тематического контроля (приложение 6);

- анкета для педагогов "Самооценка уровня педагогической компетентности по организации взаимодействия с семьей» (приложение 7);

- анкета для родителей (приложение 8);

- карта наблюдения за проведением мероприятия для родителей (приложение 9);

- карта анализа форм участия родительской общественности в управлении ДОУ;

- карта анализа форм взаимодействия администрации с семьями воспитанников.

Важной составляющей успешности работы с родителями является наличие «обратной связи», которая позволяет осуществлять регулирование и коррекцию по всем функциям взаимодействия ДОУ и родителей. Инструментарий, используемый в нашем учреждении: анкетирование, «почтовый ящик», «личные блокноты» и др.

Реализовать новый подход к построению взаимодействия с семьей невозможно было без внедрения активных форм работы с семьей :

-участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада,

- выставки родительских работ по изодеятельности, ручному труду;

- разработка и защита семейных проектов (Приложение 10);

- составление «портфолио дошкольника» (Приложение 11) :

Внедрение нового подхода к построению работы с родителями позволило нам сделать следующие выводы:

1. Изменения подхода к семье определило положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

2. У педагогов появилась возможность учета индивидуальности ребенка и особенностей семей; что ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

3. У родителей появилась возможность влиять на педагогический процесс, стать действительно его участником, что повысило осознание ответственность за воспитание ребенка.

4. Появилась возможность реализации единого подхода к воспитанию и развитию ребенка в ДОУ и семье.

5. Само по себе внедрение активных форм работы с семьей не является залогом успешности эффективности сотрудничества с основными социальными заказчиками — родителями воспитанников. Продуманное сочетание традиционных или нетрадиционных форм, включение разнообразных видов деятельности, создающих возможности для сотрудничества родителей и педагогов действенно только при изменении всей системы работы с семьей.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы) Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными.

Формы продуктивного воздействия с семьями воспитанников при ознакомлении с природой (из опыта работы) Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания.

Инновационные формы работы с родителями «Мамоуправление»Инновационные формы работы с родителями «Мамоуправление» Актуальность: Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии.

Инновационные формы работы с родителями в ДОО Важные изменения, которые происходят в социально-экономическом устройстве России XXI века, призывают к реформированию системы образования.

Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления.

Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы)Интерактивные формы работы с родителями по речевому развитию детей (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Мы с вами осваиваем принципы и основные положения ФГОС ДО. И уже видим из опыта работы хорошие результаты развития наших.

Из опыта работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества.

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Педагогический пробег. Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми Педагогический пробег. Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Подготовила Манжосова Е. П. воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы)
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 22:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД