Татьяна Анисько
Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы
Задача нас педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Цель моей деятельности: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта
Задачи:
Формировать и расширить представления о:
Публикация «Формы организации работы с детьми по основам безопасности жизнедеятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности : правила пользования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т. п. ; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;
- значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностях в охране жизни и здоровья.
Развивать умения:
1) Внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);
2) оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов;
3) соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др. ;
4) ориентироваться в сложных жизненных ситуациях : обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать»скорую помощь».
5) Соблюдать Правила дорожного движения;
6) Пользоваться светоотражающими элементами.
В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме :
- комплексные занятия;
- беседы;
- ознакомление с художественной литературой;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по территории сада;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минутки безопасности»;
- моделирование заданных ситуаций;
Занятие по ОБЖ :
«Не шути с огнём».
«Огонь - судья беспечных людей».
«Путешествие в страну дорожных знаков»
«Как себя вести?»
««Откуда к нам приходит электричество?»
Электроприборы»
«Обогревательные приборы»
«Если в доме случился пожар»
«Береги своё здоровье»
«Мой безопасный дом» и др.
На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
- сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
- «Кошкин дом»,
- «Пожар»,
- «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,
- Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;
- Л. Толстой «Пожарные собаки»;
- С. Михалков «Дядя Степа»;
- Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»;
- Т. Нуждина «История спички»;
- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,
- «Электрическая лампочка».
- Б. Житков «Пожар».
- Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
- М. Кривич «Где работает огонь»;
- Г. Остер «Вредные советы»;
- Б. Житков «Пожар в море» и др.
Дидактическая игра
Дидактические игры дают возможность:
познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
учить различать потенциально опасные предметы;
сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах
безопасного поведения;
познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
- «Четвертый лишний»,
- «Хорошо - плохо»,
- «Если случится беда?»,
- «Что нужно для пожарного щита?»
- «Я водитель»,
- «Водитель и пассажиры»
- «Опасные предметы
- «Помоги мальчику добраться до дома»
- «Найди предметы, которые не горят»
- «Можно – нельзя» и др.
Словесныеигры
-"Добрые и плохие поступки";
-«Съедобное — несъедобное»;
-«Угадай по признаку»;
-«Закончи предложение»;
-"Опасные- неопасные растения";
-"Умники и умницы"
-"Назови членов своей семьи"
- «Кто лишний»,
-"Умею-не умею" и др.
Настольно-печатные игры:
- «Путешествие по сказкам»;
- «Город машин»;
- «Полезно-опасно»;
- «Умный светофор» лото;
- домино «Дорожные знаки»;
- «Что необходимо пожарному?» лото;
- «Разложи картинки по порядку»;
- «Разрезные картинки»
- «Профессии» и др.
Сюжетно-ролевые игры:
-«Юный пожарник»;
-«Служба спасения»;
-«Знакомые, родные, незнакомец»;
-«Путешествие по городу»;
-«Скорая помощь»
игры-драматизации
-"Кот, петух и лиса";
-"Колобок";
-"Волк и семеро козлят";
-"Три поросёнка";
-"Красная Шапочка"
- «Кошкин дом»
- «Девочка чумазая» и др.
Наблюдения:
- за движением транспорта и работой водителя ;
- за пешеходами на пешеходном переходе;
- за движущимся транспортом;
- за природными явлениями (метель, гроза);
Беседы:
- серия бесед:"Если ты дома один";
-"Как избежать неприятности во дворе и на улице";
-"Безопасное обращение с электроприборами";
-"Знакомые и незнакомые люди";
-"Спички детям не игрушки»
- “Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается
- “Здоровье и болезнь”
- “На воде, на солнце”
- “Контакты с животными”
- “Как вызвать милицию”
- “Опасные ситуации” и др.
Эксперименты:
- «Огонь -друг, огонь - враг"(со свечкой);
-"Чем опасны сосульки на крыше дома "(с сосулькой);
-"Что такое пар?"(с водой)
- «Волшебные шарики»,
- «Ловим электричество в волосах»
- «Поймай бабочку» опыт с лампочкой и др.
Используем ситуации на прогулке.
Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с воспитанником о его безопасности. Конечно, дошкольники, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, то быстрее запоминается.
Например: " Вечером на прогулке мама забрала сына и остановилась поговорить с подругой. Петя, играя в прятки, ушёл на участок другой группы, не сказав маме. Через некоторое время, мама заметила его отсутствие и сильно разволновалась. "
Мы обсуждаем ситуацию в группе, не называя самого ребёнка. Объясняем, почему так делать нельзя. Учим воспитанников, когда они куда-то отходят, спрашивать разрешение взрослых и быть в поле их зрения. Также советуем поступать, когда за ними приходят родители и обязательно попрощаться с воспитателем.
Рассуждения:
«Почему нужно мыть руки после общения с животными?»
«Докажи, что надо умываться»
«Кто виноват: огонь или мы?»
«Как предупредить беду?»
«Чем опасна гроза?»
«Когда вода опасна?»
как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях, в ходе бесед, консультаций, рекомендаций. Темы:
«Не оставляйте детей без присмотра».
«Что нужно делать при пожаре».
«Как знакомить детей с основами безопасности».
«Ожог у ребенка»
«Не допускайте шалостей с огнем».
«Как вести себя во время пожара».
«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».
«Отчего происходит пожар».
«Предметы, требующие осторожного обращения».
«Использование и хранение опасных предметов».
«Личная безопасность».
«Обращение с электрическими приборами».
«Правила поведения при пожаре».
Родительские собрания: «Безопасность детей в ваших руках», «Ответственность родителей за воспитание и содержание своих детей»
Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.
Таким образом, можно сделать вывод, что если внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяем, усвоил ли он сказанное нами. Выясняем, что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется личная безопасность дошкольника.
Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.
Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.