Консультация «Эффективные технологии приобщения педагогов к здоровому образу жизни»

Ирина Логинова
Консультация «Эффективные технологии приобщения педагогов к здоровому образу жизни»

«Эффективные технологии приобщения педагогов к здоровому образу жизни»

Основной целью моей работы как педагога-психолога ДОУ является обеспечение психологического здоровья детей. Реализуется эта цель в ряде задач, одна из которых - создание благоприятных условий для успешного воспитания, образования, личностного развития и укрепления психофизического здоровья детей.

Эти условия включают многие аспекты организации всей жизнедеятельности детей в ДОУ. Но на первое место здесь выходит эмоционально-комфортное пребывание дошкольников в учреждении, а это, в свою очередь, сопряжено не с большим числом игрушек в ДОУ, не с плотным расписанием увлекательных занятий, а с воспитателем, «самым любимым» и «самым хорошим». К сожалению, даже с самым хорошим воспитателем может случиться «беда». Педагог все чаще наблюдает у себя следующие тревожные симптомы, которые становятся заметны окружающим и тонко чувствуются детьми.Это:

- усталость, истощение;

- недовольство собой, нежелание работать;

- усиление соматических болезней;

- плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

- агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

- негативная самооценка;

- пренебрежение своими обязанностями;

- снижение энтузиазма;

- отсутствие удовлетворения от работы.

Что это такое? В чем дело?

У педагога на лицо проявляются симптомы эмоционального выгорания. Что это такое – эмоциональное выгорание у педагога?

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Не случайно, в контексте современных требований к профессиональной деятельности, отраженных в Профессиональном стандарте педагога, на первом месте в системе личностных качеств педагога и профессиональных компетенций стоит такое качество личности педагога профессионала, как профессиональная стрессоустойчивость. Проявляется она как способность противостоять стрессовым факторам, характерным для педагогической профессии и во многом обусловленным ее спецификой, возможность восстанавливать равновесие со средой в ситуации действия психологических угроз, вызывающих стресс.

Модуль личностных качеств и профессиональных компетенций современного педагога

Требование профессионального стандарта Качество личности педагога-профессионала Содержание качества личности педагога-профессионала

Готовность к переменам Профессиональная стрессоустойчивость Способность противостоять стрессовым факторам, характерным для педагогической профессии и во многом обусловленным ее спецификой, возможность восстанавливать равновесие со средой в ситуации действия психологических угроз, вызывающих стресс

Мобильность Профессиональная мобильность Готовность и способность педагога действовать в изменяющихся условиях, целесообразно преобразуя наработанные алгоритмы профессиональной деятельности. Это гибкость профессионального поведения, отсутствие стереотипов в осуществлении своей профессии

Профессиональная коммуникативность Эффективное использование педагогом коммуникативной составляющей своей деятельности для решения образовательных задач. Коммуникативность предполагает легкость установления контактов с другими людьми и поддержания с ними продуктивных взаимоотношений.

Интегративным показателем профессиональной коммуникативности является стиль общения, характерный для педагога, составляющими которого выступают приемы взаимодействия с субъектами образовательных отношений, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий, в характерных формах организации деятельности детей и общения с ними. Культуру взаимоотношений педагога с детьми обусловливает уровень сформированности педагогического такта

Профессиональная надежность Способность действовать в условиях помех, которым можно отнести как внешние, так и внутренние препятствия, возникающие в профессиональной деятельности педагога, при этом сохраняя высокое качество достижений, с одной стороны, и целостность, гармоничность своего внутреннего мира - с другой. К данному качеству относится также своеобразная «экономичность» в использовании педагогом своих ресурсов для осуществления профессиональной деятельности. Когда у педагога возникает ощущение того, что достижение результата стоит усилий, что он достиг его трудным путем, уместно говорить о низкой профессиональной надежности

Способность к нестандартным трудовым действиям Профессиональная рефлексия Умение анализировать и прогнозировать собственную профессиональную деятельность, а также способность осознавать и анализировать свое профессиональное поведение, успехи и неудачи в профессии, свои чувства и мысли, которые возникают по поводу выполнения профессиональных функций. Для эффективной образовательной деятельности необходимо уметь анализировать причины успехов и недостатков в ней с целью систематического повышения уровня своего профессионального мастерства. Анализируя свои отношения с детьми, педагог-мастер выявляет и исправляет погрешности в общении, стремится не допускать их в дальнейшем

Профессиональная толерантность Способность понимать и принимать разнообразие, в основе чего находится способность педагога понимать чувства ребенка и сопереживать ему, что позволяет проникнуть в побудительные причины поведения ребенка, то есть эмпатия. Эмпатия - это способность правильно воспринимать и понимать чувства другого человека, сопереживать ему. Она способствует налаживанию межличностных отношений, что является, в свою очередь, условием достижения качества педагогической деятельности

Профессиональная креативность Способность к созданию новых аспектов педагогической практики на методическом и коммуникативном уровне. Креативность предполагает чувствительность к проблемам, к недостаточности имеющихся знаний, четкость в формулировке проблем, выдвижение множества гипотез, поиск нестандартных решений, получение нового оригинального результата. Она основана как на творческом мышлении, так и на вышеназванных качествах педагога, которые создают личностные основания для профессионального творчества и творческого саморазвития профессионала

Ответственность и самостоятельность в принятии решения Профессиональная ответственность за образовательный процесс и его результат Способность объективно понимать меру своего профессионального и личного влияния на образовательный процесс, уметь управлять им, в частности, понимать реальную меру воздействия на события профессиональной деятельности, эпизоды педагогического общения

Профессиональный оптимизм Позитивное отношение к достижению высоких результатов в образовательной практике как самим педагогом, так и детьми, которое определяет поиск оптимальных путей достижения результатов, решительность в осуществлении поставленных задач, уравновешенность в процессе достижения результатов

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

«Синдром эмоционального выгорания» - отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере «человек-человек», которое проявляется в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Эмоциональное выгорание — это не патология, не форма девиантного поведения. Это вполне нормальная, естественная защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда даже незаметно.

Согласно психологическим исследованиям, в эмоциональном выгорании можно выделить три основные стадии.

Первая стадия

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций,произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос,и какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем педагог общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное выгорание.

На данной стадии характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Всем известно выражение, что болезнь лучше предотвратить, чем потом лечить.

Поэтому в нашем ДОУ была поставлена цель создания условий для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

В своей работе мы наметили ряд задач (задачи представлены на слайде)

Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего возникновению эмоционального выгорания; создание условий для поддержания здоровья и работоспособности педагогов.

Эта работа осуществляется в тесной интеграции с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. В ДОУ существует «День здоровья» в этот день сотрудники могут посетить сауну с применением ароматических масел, а после парной сауны наслаждаются чаем с различными трава (фиточай, так же существует шейпинг для педагогов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, на одном из них часть времени уделяется дыхательным, релаксационным упражнениям. Кроме того здоровьесберегающее направление является одним из главных в нашем детском саду, соответственно уделяя внимание пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей, каждый педагог вплотную знакомится с данной информацией, организуется обмен опытом (выступления на педагогических советах, организация семинаров, деловых игр, выпуск буклетов, памяток). Тем самым осуществляется приобщение к ценностям здорового образа жизни и воспитателей.

• Улучшение эмоционального климата в ДОУ, создание условий для открытого, доверительного общения.

Совместно с представителями профсоюза в ДОУ осуществляется планирование досуговых мероприятий для педагогов: организуются совместных экскурсионных поездок (поездки в Болдино, Городец, Суздаль, проведение праздников, с включением концертной программы,, а также спортивные мероприятия (катание на лыжах и коньках).

У нас проводятся консультации с элементами тренингов, целью которых является сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, умения разрешать конфликты, создание в педагогическом коллективе ситуации успеха. Консультации с педагогами проходят в тихий час, с регулярностью 1-2 раза в месяц.

• Обеспечение оптимальных рабочих нагрузок, создание творческой атмосферы профессиональной деятельности, оказание психологической поддержки в работе, активация творческого самовыражения педагога.

Правильная организация труда – необходимый элемент в профессиональном и психологическом благополучии. Осуществляется, в первую очередь, заместителем заведующего, старшим воспитателем, педагогом-психологом. В детском саду действует система наставничества,организуются открытые занятия, происходит обмен опытом, реализуются творческие проекты например такие как проект «Птичья столовая», «Олимпийские надежды 2014»; проводятся конкурсы «Огород на подоконнике», «Новогодняя фантазия», конкурс к началу учебного года.

Мы незабываем про психологическую поддержку творчески работающих педагогов - благодарности, грамоты, поощрения — все это обеспечивает формирование мотивации достижения успеха.

• Формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;

Данная задача решаются в ходе тренинга личностного роста --

формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

Педагогам предлагаются эффективные способы профилактики эмоционального выгорания.

Один из таких способов это саморегуляция.

Саморегуляция (приводить в порядок, налаживать) - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Предлагаем несколько «Способов физиологической саморегуляции».

Различные движения потягивания и расслабления мышц.

Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. д.

РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Существуют «ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА».

длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение, танцы, музыка.

баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; SPA процедуры

Так же есть «Способы эмоциональной саморегуляции».

смех, улыбка, юмор;

размышления о хорошем, приятном;

рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

вдыхание свежего воздуха;

чтение стихов;

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Занятие любимым делом — хобби.

Следующий способ это -САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя,мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ, «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ за это!».

Дарите себе подарочки и милые безделушки.

Нельзя забывать, что неправильно распределенная энергия и сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Обратите внимания на таблицу психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

Ваша долгая неразрешенная эмоциональная проблема может вызвать высокое давление, чтоб давление нормализовалось, повторяйте ….

Психологическая причина болезни В каком органе проявляется болезнь Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема Высокое давление Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх Головная боль Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь Желудок Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости Сосуды Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье Печень Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КОЛЛЕГИ!

НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

Помните

Здоровый, эмоционально благополучный педагог — здоровые счастливые дети!

Публикации по теме:

Формирование привычки к здоровому образу жизни Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.           Искусство долго жить состоит,.

Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни» Детское любопытство безгранично, дети хотят знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать всё о своём физическом и эмоциональном.

Консультация для родителей «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни» Что же такое, здоровый образ жизни? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.

Консультация для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей семье. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью.

Консультация для родителей «Воспитываем привычку к здоровому образу жизни у детей раннего возраста» «Воспитываем привычку к здоровому образу жизни у детей раннего возраста» Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно.

Консультация для родителей «Здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни» Что же такое, здоровый образ жизни? Это соблюдение режима, труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность,.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни» Тема: "Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни " Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей.

Рекомендации для педагогов «Приобщение к здоровому образу жизни через создание ППС» Рекомендации для педагогов «Приобщение к здоровому образу жизни через создание ППС» Приобщение к здоровому образу жизни через создание.

Консультация «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни» Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физии- ческой культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает.

Консультация «В детском саду приучаем детей к здоровому образу жизни» В детском саду мы приучаем детей к здоровому образу жизни Слова «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Эффективные технологии приобщения педагогов к здоровому образу жизни»
Опубликовано: 5 октября 2019 в 20:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки