Папки-передвижки

Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников

Марина Ивановна Жидкова
Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников

Экологическая тропа в детском саду.

Город Семёнов расположен в окружении лесов, но многие жители не умеют и не хотят проводить своё свободное время, любуясь красотами природы родного края. Современные родители часто предпочитают проводить свои выходные в торговых и развлекательных центрах или кафе, а не в парке и сквере и тем более в лесу или на реке.

Публикация «Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у детей поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.

Поэтому необходимо повысить компетентность родителей в вопросах экологического просвещения и предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за животными и растениями.

В нашем детском саду МДОУ №10 «Россияночка» имеются все условия и уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны и понаблюдать за ними в разное время года. Поэтому мы решили на территории детского сада создать экологическую тропу, чтобы дети окунулись в мир природы и почувствовали её красоту и значимость и разработали проект: «Экологическая тропа в детском саду»

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально

оборудованный маршрут в природу.

Целью нашей работы на экологической тропе –это приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение воспринимать и любить окружающим мир; расширять компетенции дошкольников о сезонных явлениях в природе, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимосвязях.

Работа на экологической тропе позволила решать следующие задачи:

1. Формировать основу и начальный опыт природосообразного поведения

дошкольника

2. Развивать умения и навыки наблюдений за природными объектами и

явлениями

3. Формировать эмоционально-положительное, ответственное отношение к окружающему миру

4. Развивать способности анализировать сезонные изменения в жизни

окружающей природы

5. Развивать различные виды детской деятельности (игровую, трудовую,

познавательную, речевую, художественно-продуктивную)

Создавали экологическую тропу постепенно, по этапно

- Сначала на протяжении всего проекта вёлся подбор литературы, картинок

иллюстраций, видеоматериалов по данной теме.

- Затем детально обследовали территорию детского сада и выделили наиболее интересные объекты.

- Составили карту-схему экологической тропы с нанесением маршрута и

всех её объектов с учётом возраста детей. Туда вошли - различные виды пород деревьев (туя, берёза, ель, клён, рябина, черёмуха, каштан); аллея из берёз; уголок леса; кустарники (сирень, жасмин); различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпийская горка; небольшой искусственный пруд; уголок луга; уголок поля; уголок леса, муравейник; огород; кормушка для птиц, метеостанция, гнездо аиста и другие.

- Выбрали вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа

(Лесовичка).

- Составили паспорт всех точек тропинки;

- Изготовили выносные знаки, обозначающие каждую точку;

- Составили рекомендации по работе с детьми по каждой точке.

-Оформили макет: «Экологическая тропа в детском саду».

Осуществляли работу в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Проводили беседы, экскурсии и наблюдения в разное время года за

объектами и обитателями экологической тропы.

Проводили игры, в которых дети рассматривали растения, сравнивали их

между собой; узнавали, какие растения растут на экологической тропе.

Проводили игры, где дети изображали повадки животных, узнавали о их

приспособленности к месту обитания.

Составляли план экологической тропы.

Изготовили макет: «Экскурсия по экологической тропе».

Изготовили лэп-бук: «Объекты экологической тропы».

Дети узнали о экологической тропе; о названиях точек и табличек,

обозначающих каждый объект, и о правилах поведения.

Познакомились с произведениями поэтов и писателей, о природе, растениях

и животных.

Проговаривали и заучивали наизусть стихотворения про животных,

растений; знакомились с пословицами, поговорками, загадками

Читали сказки, рассказы о растениях, животных; смотрели видео

фильмы и участвовали в драматизации сказок.

Просматривали иллюстрации, фотоматериалы, презентации, видеофильмы

по теме: «Экологическая тропа в детском саду».

Каждая точка тропы- это интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (березы, ели, рябины, черёмухи) в разное время года позволяют увидеть как меняется их внешний вид в зависимости от изменения температуры воздуха. На нашем участке посажены экзотические деревья – это туя и каштан. Наблюдаем за тем, как много растительности и как красива клумба летом и ранней осенью и как пустынно на ней поздней осенью и зимой. Дети наблюдают, как меняется пруд, поле, луг, где летом было много цветов, зелени и насекомых, осенью все насекомые спрятались под землю или под кору деревьев, а цветы и растения завяли. Наблюдаем весной за прилётом аиста и осенью за его отлётом в тёплые края. Наблюдаем какие птицы прилетают к нам на кормушку, подкармливаем их зимой. В ходе постоянных экскурсий и наблюдений, дети делают выводы и умозаключения о том, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года.

Читаем стихи, рассказы и сказки; разучиваем пословицы и поговорки, исполняем песни, участвуем в различных играх - всё это позволяет расширить представление детей о природе и её окружении, помогает выразить отношение к ней в яркой эмоциональной форме.

В весенний, летний и осенний периоды на экологической тропе прививаем детям любовь к труду. Трудимся на огороде - весной вскапываем грядки, сажаем овощи (картошку, морковку, свёклу, лук, капусту, огурцы, помидоры, летом ухаживаем за ними: полем, рыхлим, прореживаем поливаем, осматриваем овощные культуры (нет ли вредителей) и обрабатываем их настоем их трав, из луковой и чесночной шелухи, а осенью собираем богатый урожай. Ухаживаем за цветами на клумбе (бархотками, петуньями, георгинами) в течение всего лета: поливаем, рыхлим землю, полем; осенью собираем семена. Собираем опавшие листья с разных деревьев и кустарников и засушиваем их для гербария. Изготовляем поделки и аппликации из природного материала (шишек, листьев, цветов).

Разработали рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

В итоге проекта был изготовлен макет: «Экскурсия по экологической тропе»,

-созданы презентации: «Экологическая тропа в разное время года».

-разработана серия дидактических игр: «Найди лишнее», «Кубики – фото экологической тропы», «Чьи следы?», «Собери картинку экосистему из

частей» и другие.

-изготовлен лэп-бук: «Объекты экологической тропы».

- была проведена выставка детских работ: «Животные уголка леса», «Птицы прилетевшие на кормушку», «На лугу», «На полянке», «На пруду», «Деревья, растущие на тропинке».

Итогом проекта послужила разработка и проведение совместного развлечения детей и родителей на тему: «Знатоки экологической тропы».

Из проделанной работы можно сделать вывод:

- Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо

заниматься с раннего детства.

- Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении

любого типа.

- Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

- Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Подводя итоги проекта: «Экологическая тропа в детском саду», нужно отметить, что поставленные задачи и цели были реализованы. Проект оказался интересным и творческим. Дети приобрели знания о точках экологической тропы, об изменениях на ней в разное время года, об объектах и обитателях существующих на тропе, приспособленности их к условиям жизни.

- повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствиие детей;

- повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведенияя экскурсий по объектам экологической тропы

Таким образом, создание экологической тропы в детском саду и проведение на ней различных видов деятельности - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях наших меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2020 в 13:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД