Надежда Белова
Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего отношения к природе, произойдут необратимые последствия. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит, если сами взрослые, воспитывающие ребенка, обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и показывают дошкольнику прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Ребенок стремится познать мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (Почему, Зачем, практикуется в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Опыты привлекают детей своим многообразием, охватывают широкий круг явлений. Дети получают сведения о различных природных явлениях, происходящих на земле, в воде и воздухе, о процессах в живой и неживой природе.
Исследовательская деятельность дошкольника является базой умственного, физического, психического, эстетического воспитания, в значимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. И мы стремимся воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Но нашим детям зачастую не хватает знаний и понимания того или иного явления, происходящего в природе. Любить природу недостаточно, нужно еще и представлять место человека в ней, понимать насколько все в природе взаимосвязано, научиться действовать так, чтобы люди и окружающая среда существовали в гармонии. Это значит, что необходимо воспитывать людей с новым экологическим мировоззрением, с богатым багажом о «живой» и «неживой» природе.
Для решения этой проблемы необходимо организовать в детском саду специальную работу по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. А наибольшими возможностями в плане активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод- он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности. А так как дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, то данную проблему можно решать через организацию опытов и наблюдений за «живой» и «неживой» природой.
Важно, чтобы дети умели размышлять, формулировать и описывать, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Большое внимание стоит уделить экскурсии в природу, знакомству с живой и неживой природой. Организуя наблюдение, стоит обеспечить активность, осмысленность, восприятие. Чтобы добиться этого, необходимо формировать у детей предварительные знания и представления об изучаемом предмете и явлении, пробуждать интерес к объекту наблюдения.
Деятельность эта неразрывно связана не только с восприятием, но и с мышлением, речью, волей, эмоциями ребенка. Например, исследуя объекты живой природы: почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики)- цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все надо было понюхать, потрогать, попробовать на вкус.
Необходимо систематически проводить занятия с детьми по всем блокам, которые включают ряд тем. При ознакомлении с тем или иным предметом и явлением по возможности организовывать опыты на наблюдениях, где дети принимают непосредственное участие и предоставить дидактические игры: например, «Живая и не
живая природа», «Загадки о животных», «Звук, свет, вода», «Земля и ее жители»;
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что познавательно- исследовательская деятельность экологического характера стимулирует формирование у детей осознанного, гуманного отношения к природе при соблюдении определенных педагогических условий :
- экологизация развивающей предметной среды детского сада;
- организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение опытов, решение проблемных ситуаций, циклов наблюдений, природоохранной (зимняя подкормка птиц, коммуникативной деятельности (эмоционально- доброжелательного взаимодействия с живыми существами).
- регулярном включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий.
Проблема гуманного отношения к природе должна решаться многогранно, при этом необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы.