Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

Зоя Сергеевна Гончарова
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

«Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Гончарова З. С.,

воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок»

г. Старый Оскол Белгородской области

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего мира, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными.

Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая природу, сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды…

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими.

Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает и становится возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.

Созданная экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке проводятся разные наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

В целом, в экологическом воспитании наиболее эффективным является интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Список литературы:

1. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 144с.

2. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.

3. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание в ДОУ Тема: «О создании экологического пространства в ДОУ для ознакомления детей с природой». Дошкольное детство является важным периодом в формировании.

Отчёт «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ» Экологическое воспитание — это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс.

Деловая игра для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ» «Гендерный подход в образовательном процессе ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам гендерного воспитания.

Экологическое воспитание в условиях ДОУ И. П. Анистратенко Высшая категория Воспитатель г. Майкоп МБДОУ № 36 «Экологическое воспитание в условиях ДОУ» Экологическое воспитание.

Экологическое воспитание детей в ДОУ Экологическое воспитание детей в ДОУ Возмищева Татьяна Сергеевна Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ "Детский сад.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ “Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности,.

Экологическое воспитание в ДОУ — презентация Конец XX и начало XXI века стали переломными для жителей планеты Земля: природные катастрофы,  появление новых болезней, исчезновение лесов,.

Экологическое воспитание в ДОУ и семье. . Что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа? Ее надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда.

Экологическое воспитание в ДОУ. Презентация «Зимующие птицы» Статья «Экологическое воспитание в ДОУ». Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить.

Сценарий мероприятия к всемирному Дню защиты окружающей среды в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников Цель: способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников для успешного формирования культуры общества, живущего в гармонии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
Опубликовано: 4 января 2018 в 13:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД