МААМ-картинки

Экономическое образование дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

Алена Вуковчан
Экономическое образование дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время большинство родителей волнует будущее своих детей. Однако необходимо помнить, что это самое будущее начинает складываться в детстве, а, следовательно, зависит от воспитания.

Финансовое будущее — не исключение. Следует заметить, что в экономически развитых странах навыки финансовой грамотности прививают с раннего детства. В России же, к сожалению, пока не сложились подобные традиции просвещения детей.

Публикация «Экономическое образование дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» размещена в разделах

Финансовая жизнь семьи с ее кризисами, взлетами и рутиной не должна быть для детей чем-то посторонним и непонятным. Они должны знать, откуда берутся деньги, одежда и еда, какую часть из семейных расходов можно выделять на развлечения.

Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Как научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своим «состоянием», должны ли дети иметь карманные деньги и должны ли они отчитываться – вот нерешенные вопросы для многих взрослых.

Воспитать дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нем, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто.

В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 4 -7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями.

Обучение населения финансовой грамотности фрагментарно происходит в школах, средне специальных и высших учебных заведениях. В дошкольной педагогике финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление. Опыт показывает, что ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания. Но недостаточная методическая разработанность данной проблемы не позволяет решать вопросы финансовой грамотности дошкольников.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие формы организации образовательной деятельности выбирают участники образовательных отношений.

Поэтому мы предлагаем использовать следующие формы организации, которые носят интегративный характер и позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников :

Игровые проблемные ситуации. Решая проблемную ситуацию экономического содержания, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и т. д.

Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Обучающие сказки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Экономические сказки. Такие как: «Лисичка со скалочкой», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Рассказы для детей. История денег» П. Кошель., Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», Б. Заходер «Портниха», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Буратино». Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное –даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Коллекционирование. Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т. д.).

Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.

Периодически коллекцию можно «переоформлять» – классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.

Дидактические игры. В экономических играх – «Кому что нужно для работы?», «Что из чего сделано?», «Мир профессий», «Хорошо-плохо», «Что будет если…», «Где пригодится?», «Кто что производит?», «Разложи товар», «Копилка», «Монополия», «Экономическое лото» формируются представления детей о мире экономических явлений, понятий. Сюжетно-ролевые игры – «Банк», «Магазин», «Кафе», «Почта», «Завод», «Монетный двор», «Рекламное агентство», «Аукцион» и т. д.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Фильмы познавательного содержания и мультфильмы.

Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др. Проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экономическое образование дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 23:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экономическое образование дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Алена Вуковчан (УИ 419242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД