Папки-передвижки

Требования ФГОС «Экспериментирование в детском саду»

Наталья Бубнова
Требования ФГОС «Экспериментирование в детском саду»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

Публикация «Требования ФГОС „Экспериментирование в детском саду“» размещена в разделах

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Экспериментирование в организованной деятельности

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы»

В ней запланировано изучение с помощью опытов:

свойств песка, глины и камня;

свойств воды в ее различных состояниях;

температуры.

В других образовательных областях экспериментальная деятельность помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.

Например, эксперименты в детском саду во время организованной деятельности представляют собой:

взвешивание тяжелых и легких материалов;

измерение длины с помощью мерок;

наблюдение за ростом растений и зависимость этого процесса от освещения, температуры и полива;

изучение смешивания цветов.

Структура игры-эксперимента в организованной деятельности

В отличие от свободного экспериментирования, где дети действуют по интуитивному пути, игра-эксперимент планируется по определенному плану:

постановка познавательной задачи (ставится воспитателем);

выдвижение детьми предположений;

проверка гипотез;

фиксация результатов и подведение итогов;

обсуждение работы.

Экспериментирование в свободной деятельности

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

наборы для опытов с инструкциями-картинками;

игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

писчие принадлежности для фиксации результатов.

Картотека опытов и экспериментов в детском саду

Со временем у каждого воспитателя, который поддерживает метод экспериментирования, накапливается большой опыт по его использованию в разных видах деятельности. Из конспектов следует сформировать картотеку, которая содержит естественно-научные эксперименты для детей на различную тематику. Примеры таких тематик приведем ниже.

Экология:

строение растений;

условия, необходимые для жизни растений;

размножение растений;

опыты в огороде и цветнике;

опытническая деятельность по сезонам;

исследование животных.

Исследовательская деятельность о человеке:

строение человека;

физиология;

гигиена.

Физические опыты в детском саду :

движение;

измерение;

магнетизм.

вещества и материалы;

свет и цвет;

звук.

Опыты на кухне.

Удобство картотеки в том, что она структурирована по возрастам и разделам. Такие каталоги должны находиться в методическом кабинете дошкольного учреждения. Они пополняются новыми темами и замечаниями воспитателей по их объяснению.

Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Публикации по теме:

Экспериментирование в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкспериментирование в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Актуальность темы: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным.

Фотоотчет о мастер-классе для коллег «Экспериментирование в детском саду»Фотоотчет о мастер-классе для коллег «Экспериментирование в детском саду» Проводила среди коллег мастер-класс на тему"Экспериментирование в детском саду". Эта тема моего самообразования. Над этой темой я работала.

Мастер-класс «Экспериментирование в детском саду» Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком» Все помнят,.

Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью»Рисование-экспериментирование с ребенком младшего дошкольного возраста в семейном детском саду «Дерево осенью» Рисование открывает малышу огромные возможности для творчества. Как известно все дети любят рисовать. Особенно красками. Но не все родители.

Рисование-экспериментирование в семейном детском садуРисование-экспериментирование в семейном детском саду Мой малыш увлечен рисованием с раннего возраста. В свои три года он очень любит малевать в различных "раскрасках" (старательно и аккуратно).

Физкультура в детском саду. Требования к проведению оздоровительно-игрового часа Требования к проведению оздоровительно - игрового часа в детском саду. Третье физкультурное занятие проводится на улице в форме - игрового.

Экспериментирование в детском саду.Экспериментирование в детском саду. Окружающий нас мир широк и разнообразен, дети очень любопытны и чем больше они узнают сейчас, тем проще им будет в будущем. Родители могут.

Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование в детском саду и дома как способ развития личности и познания окружающего мира Экспериментирование — один из способов.

Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбруЭкспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.

Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики.Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики. Роль детского экспериментирования достаточно велика, т. к. детское экспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования ФГОС «Экспериментирование в детском саду»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 18:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД