МААМ-картинки

«Эрзянь налкшкень ярмункась» «Ярмарка мордовских игрушек» в рамках фестиваля мордовских игр

Мария Борейкина
«Эрзянь налкшкень ярмункась» «Ярмарка мордовских игрушек» в рамках фестиваля мордовских игр
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

ЦЕЛЬ: способствовать формированию у детей чувства национальной гордости, уважение к культуре своего народа.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать у детей нравственные качества, способность эмоционально-

образного восприятия национального музыкального искусства.

2. Формировать музыкально – слуховые представления, навыки

исполнения мордовских песен и танцев.

3. Вызвать интерес к прошлому, знакомить с национальным костюмом,

народными промыслами.

Публикация «„Эрзянь налкшкень ярмункась“ „Ярмарка мордовских игрушек“ в рамках фестиваля мордовских игр» размещена в разделах

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: музыкальный зал ДОУ, воспитанники старше – подготовительной группы, время – 45 мин

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ:

1. Н. Кошелева «Киштема моро».

2. Мордовская народная песня : «Раматано, раматано».

3. Русская народная песня «Где был, Иванушка»

4. В. Белоклоков «Левженский танец».

5. Серафима Люлякина «Эрзянь карть».

6. Мордовская народная подвижная игра: «ОВТЫНЕ».

7. Мордовская народная игра «ШАКШКЕ».

8. Мордовская народная игра : «РАЮ-РАЮ».

9. Мордовская игра – забава : «ОБУЙ ЛАПТИ».

10. Мордовская народная песня : «ВАНИНЕ».

11. Мордовские частушки.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, РЕКВИЗИТ, КОСТЮМЫ:

зал оформлен под ярмарочную площадь : стоят расписные домики, столы-прилавки, не них предметы русского и мордовского прикладного искусства,

игрушки, детские музыкальные инструменты и тому подобное.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

1. Рассматривание репродукций мордовских художников, портретов

мордовских композиторов, эскизы костюмов.

2. Прослушивание в грамзаписи фольклорной музыки профессиональных

исполнителей.

3. Знакомство с новыми словами, беседа об особенностях национального

характера мордовского народа, о духовных, нравственных ценностях,

заложенных в мордовских песнях, играх, особенностях исполнения

различных жанров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁ МЫ:

1. Драматизация песни, вступительное слово.

2. Организация художественной среды.

3. Пение вместе со взрослыми, индивидуальная форма исполнения.

4. Внесение атрибутов.

Звучит фонограмма «Киштема моро» («Плясовая») Н. Кошелевой.

Появляются зазывалы в мордовских костюмах. В руках мордовские национальные музыкальные инструменты: муськемань лаз, кальдердемат.

Продавцы проходят к своим прилавкам, раскладывают свой товар

1-й зазывала: Эй, эрзянь ды рузонь ломанть!

Арась ли меленк ютамс ярмункава?

Ломантнень лангс варштамс,

Ды эсенть прянть невтемс?

2-й зазывала: Эй, ялгат! Тей садо, тей!

Весень тердтяно!

Эрзянь ярмункась панжови!

1-зазывала: Солнце яркое встаёт,

Собирается народ.

Под лучами яркими

Мы откроем ярмарку!

2-й зазывала: Стой, прохожий, остановись!

На наше чудо подивись!

Подходите ближе, подходите,

И глаза свои протрите!

1-й зазывала: Мордовская ярмарка не каждый день бывает.

Кто не бывал? Тот ещё побывает!

2-й зазывала: Мы предложим вам товары,

Чайники и самовары,

Горшки и свистушки,

Отличные игрушки!

1-й зазывала: Илядо визде, ютадо,

Налкшкемкат рамадо!

2-й зазывала: Кона ярмункав моли,

Налкшкевтеме а кадови!

Оба: Игрушки – диво! Изящны, красивы!

Звучит фонограмма «Киштема моро» («Плясовая») Н. Кошелевой.

Выходят продавцы – дети и встают за прилавки

Девочки: Проходите, примечайте!

Мальчики: Всё, что нужно, покупайте!

1-й продавец: Тар-бар-растабар,

Тесэ ламо пек товар!

Те товарось - теке клад,

Седе курок тон тей сак!

2-й продавец: Вот орешки! Хорошие орешки!

Вкусные, на меду!

Давай в шляпу накладу!

3-й продавец: Прянички печатные, конфеты сахарные!

Как куснёшь – так уснёшь,

Как вскочешь – ещё захочешь!

4-й продавец: Зяро паро налкшкеть,

Зяро мазый нулат!

5-й продавец: Покупай скорее маски,

Преобразитесь – словно в сказке!

6-й продавец: Тесэ суреть улить, салмукст,

Мазы пацят, викшнезь руцят!

Ули меленк – рамадо куця!

7-й продавец: Вот ниточки, есть иголочки!

Подходите покупать, девицы-душечки!

8-й продавец: У дядюшки Якова

Товару хватит всякого.

Тары-бары-растабары.

Расторгуем все товары!

Звучит мордовская народная песня «Раматано, раматано», поют дети

в мордовских костюмах, гуляют по ярмарке, разглядывают товары, делают покупки, начинают одновременно говорить, рассматривать, расхваливать, создавая разноголосый шум ярмарки.

1-й зазывала: Ялгат, мезе вешнетядо? Кодамо товар эряви?

Ребё нок - покупатель: Раматано шакшке – горшок! Всю ярмарку обошёл,

а горшки не нашёл!

1-й зазывала: Горшки на всякий вкус! Покупай, не скупись!

Одевают на голову атрибуты - «горшки» и начинается игра

МОРДОВСКАЯ ИГРА «ШАКШКЕ».

игра проводится с детьми подготовительной группы - 8 человек на мордовском (эрзянском языке)

Продавец: Рамадо шавомат,

Кальцоимат, пайгонят!

Продавец: Покупаем дудочки,

Дудочки – погудочки!

Гремелки да трещётки,

Расписные ложки!

Дети-мордва : (по очереди)

-Нам ложки!

-Почём ложки?

-Берём, все берём!

АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ.

Звучит «Левженский танец» В. Белоклокова

По окончании музыки мордва – покупатели уходят, рассаживаются в зале, на середину зала выходит Иванушка и 6 девочек в русских костюмах

Девочка в русском костюме: А ещё ложки остались?

2-й зазывала: Остались, остались, покупай сколько хочешь.

Берут ложки, выходят в середину, подходят к Иванушке

Девочки: Где был, Иванушка?

Иванушка: На ярмарке! показывает корзину с покупками

Девочки: На ярмарке! заглядывают в корзину, затем встают полукругом

ПЕСНЯ – ИНСЦЕНИРОВКА: «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?».

Звучит мордовская музыка, Иванушка и девочки уходят, заходят другие покупатели, проходят по рядам, берут платок расписной и канат, идут в центр зала

1-й зазывала: А тынь, эйкакшт, эрзянь эйкакшт,

Тынь ярмункав якиде?

Мезе тосто рамиде?

Покупатель: Аванень – паця,

Тетянень – пикс!

МОРДОВСКАЯ ИГРА «РАЮ-РАЮ»

Звучит музыка, заходит другая группа покупателей

Продавец: Рамадо карть, эрзянь карть,

Пекшень карть, тюжа карть,

Лембе карть, мазы карть.

Косто муят истят карть?

Девочка-покупатель: Мон аванень дай рамасынь

Семеричка-эрзянь картнень.

Дочь подходит к маме-мордовочке и отдаёт с поклоном лапти

Мама-эрьзя: Сюк пря, тейтерем! Ней карьсэ хоть а якить, ды сынь

монень ламодо ё втнить: вачо шкадо – пингеде, стака уцяскадо. Кунсолока моро не картнеде.

ПЕСНЯ: «ЭРЗЯНЬ КАРТЬ» Серафимы Люлякиной

в исполнении Н. Спиркиной

МОРДОВСКАЯ ИГРА – ЗАБАВА «ОБУЙ ЛАПТИ»

2-й зазывала: Мезе рамавлить, бабай?

Бабушка: Нуцькам туртов овтыне.

Для внучат медвежонка ищу.

2-й зазывала: Ну ищи, ищи, может и найдёшь!

МОРДОВСКАЯ ИГРА «ОВТЫНЕ»

играющие становятся в круг. Водящий – «медведь»

ложится на пол в центре круга. Дети, взявшись за руки, хором, произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Течи вирев миньякинек,

Тосо овтыне вастынек.

Чувто ало сон уды,

Тантей он нать сон неи.

Сонзэ бокава якинек,

Ды овтыненть минь стявтынек:

«Тон, овтыне, стякаяк,

Налксеме кармакаяк

Как-то мы в лесу гуляли (идут по кругу)

И медведя повстречали.

Он под деревом лежит, (останавливаются и слушают)

Растянулся и храпит.

Мы вокруг него ходили, (ходьба на носочках)

Косолапого будили:

«Ну-ка, Мишенька, вставай (проговаривая слова, бегут

И быстрей нас догоняй»! к стульчикам, медведь догоняет их)

1-й зазывала: Эрзянь ломать, мезе ярмункасто рамавлиде?

Покупатель: Ванянень паля!

1-й зазывала: Ванна косо ули мазы паля!

одевают на мальчика мордовскую рубашку

ПЕСНЯ - ХОРОВОД «ВАЙ, ВАНИНЕ».

2-й зазывала: А какая же ярмарка без частушек!

Эй, мордовочки – подружки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

ЧАСТУШКИ.

1) Как на ярмарке на нашей

Все танцуют и все пляшут,

Но и мы не отстаём,

И частушки вам споём!

2) Мы по ярмарке гуляли,

Всё покупочки искали,

Посмотрели на товар

И купили самовар!

3) Лишь у нас на ярмарке

Чудо получается

Кошки с мышками танцуют

Волки улыбаются.

4) Я румяная девица

И танцую ловко

Потому что ем всегда

Свежую морковку.

5) Очень дружно мы живём,

Песни весело поём,

Лучше ярмарки, чем наша,

Во всём мире не найдём!

1-й зазывала:

Тары-бары - растабары,

Раскупили все товары!

Играли, пели,

Да чайку пить захотели!

У нас угощенье-

Всем на удивленье!

2-й зазывала: Ярмарку закрываем,

На чай всех приглашаем!

ОБА: Вастомазонок! До встречи!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т. И. Одинокова. «Мордовский музыкальный фольклор в школе».2004

2. Л. П. Карпушина: «Хрестоматия к программе «Валдоня». 2007.

3. Журнал: «Чилисема». 2006. №10.

4. Журнал: «Якстерь тештеня». 2006. №3.

Публикации по теме:

Формирование и развитие системы ценностей у детей с помощью игр и игрушек Аннотация: В статье представлено рассуждение о формировании нравственных ценностей у детей дошкольного возраста, через личный пример взрослого.

Картотека русских, мордовских, татарских народных игр для старшего дошкольного возраста ИСТОРИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни.

Конспект презентации центра кулинарии в рамках Фестиваля свободы, науки и искусства для старших и подготовительных группКонспект презентации центра кулинарии в рамках Фестиваля свободы, науки и искусства для старших и подготовительных групп Конспект для детей старших и подготовительных групп, для фестиваля «Cвободы, науки и искусства», с привлечением родителей. Подготовили:.

НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое игрушек и игр наших бабушек и дедушек»НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое игрушек и игр наших бабушек и дедушек» Цель: формировать у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине через знакомство с русскими народными играми и игрушками. Задачи:.

НОД по региональному модулю «Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов» НОД по региональному модулю тема: «Поэтический образ природы в произведениях мордовских поэтов». Программное содержание: Показать формы.

Отчет о проделанной работе в рамках городского фестиваля физкультуры и спорта «Сосновоборский Медвежонок» Программа мероприятий в рамках городского фестиваля физкультуры и спорта среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений «СОСНОВОБОРСКИЙ.

Открытая НОД по физической культуре «Магазин игрушек» в рамках родительского собранияОткрытая НОД по физической культуре «Магазин игрушек» в рамках родительского собрания Основной целью моей педагогической деятельности с детьми является укрепление здоровья дошкольников, создание оптимальных условий для повышения.

Проект «Народы России», прошел в рамках фестиваля Россия-многонациональная странаПроект «Народы России», прошел в рамках фестиваля Россия-многонациональная страна В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести.

Работа в рамках мини-проекта лего истории «Автодорога» для лего-фестиваля в нашем МБДОУ»Работа в рамках мини-проекта лего истории «Автодорога» для лего-фестиваля в нашем МБДОУ» «Конструкторская деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате.

Участие родителей в рамках городского новогоднего фестиваля «Вместе теплее» и благотворительной ярмарки г. ИжевскаУчастие родителей в рамках городского новогоднего фестиваля «Вместе теплее» и благотворительной ярмарки г. Ижевска Уже совсем немного осталось до наступления Нового года. Предвкушение праздника – уже само по себе создает праздничное настроение. Участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Эрзянь налкшкень ярмункась» «Ярмарка мордовских игрушек» в рамках фестиваля мордовских игр
Опубликовано: 17 мая 2017 в 13:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Эрзянь налкшкень ярмункась» «Ярмарка мордовских игрушек» в рамках фестиваля мордовских игр» (включая файлы) размещена пользователем Мария Борейкина (УИ 209510) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД